Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

СОРЕВНОВАНИЯ


УРАЛЬСКИЙ УХАБ — 2004


Уральский ухаб 2004


Регламент | Трасса | Разведка трассы | Форма заявки | Участники | Аккредитация СМИ | Фоторепортаж А. Тюрикова | Фоторепортаж М. Шардина | Фоторепортаж Н. Ерёмина | Фоторепортаж А. Минаева

КУЛТАЕВСКИЕ ГРЯЗИ

30 октября в районе села Култаево прошел очередной "Уральский ухаб". Погода организаторов и участников не подвела - грязи было много, по зрелищности, уровню организованности и подготовленности нынешний "Ухаб" не уступал ни одному из ранее проведенных, а по ряду параметров превосходил.

29 октября в одном из актовых залов Культурно-делового центра прошло организационное собрание и жеребьевка участников грядущего "Ухаба". В достаточно тесном помещении зала царила атмосфера азарта и нетерпеливого ожидания начала стартов. После объявления регламента почетный стартовый 60 номер был вручен "деду" "Ухаба" Евгению Опарину, регулярному участнику "ухабов" на "горбатом" "запорожце". Организаторы причислили его автомобиль к впервые введенному на "Ухабе" классу квадроциклов.

Утром, в субботу - канун Дня автомобилиста - машины участников начали собираться в закрытом парке "Ухаба". Погода была на высоте: прошедшие накануне дожди раздули броды трассы и добавили интригу.

Перед началом гонки нам удалось пообщаться с председателем оргко- митета гонки, президентом ФАСП Матвеевым Сергеем Николаевичем.

- Несколько слов насчет организации нынешнего "Ухаба"? Что от него ожи- дается, какие-то, скажем, новые веяния?

- Конечно же, мы ожидаем новых результатов, лучших результатов. Многие из наших ожиданий уже сбываются - заявлено большее количество участников, более высокий уровень технической подготовки экипажей. С каждым годом интерес к "Ухабу" возрастает не только со стороны участников, но и поддерживается огромный интерес зрителей. Вместе с тем, нельзя сказать, что это некая "тусовка" тех, кто любит покататься по бездорожью - растет профессионализм участников. Все понимают, что без профессиональной подготовки водителей, штурманов и, прежде всего, машины, трассу не пройти. Поэтому и подходят к этому вопросу серьезнее.

- А что Вы можете сказать по поводу минимального количества участников из других регионов?

- Я думаю, что это следует связывать только с одним - плотным графиком календаря российских соревнований.

Пока проводились последние приготовления к старту, Юрий Геннадьевич Глухих, президент автомотоклуба "ЕврАзия - трофи", согласился рассказать нам о своем видении нынешнего "Ухаба", так сказать, изнутри.

- Хочу поздравить всех автомобилистов с праздником "День автомобилиста". Очень приятно, что это уже восьмой осенний "Ухаб" и в зачете легковых автомобилей более 50 экипажей. Это очень здорово. Хотелось бы поблагодарить организаторов за то, что они проделали огромную работу.

Дело "Ухаба" живет и очень приятно, что каждый "Ухаб" приносит новых спортсменов. Люди, которые однажды пришли на это мероприятие, заболели им, нашли средства подготовить автомобили и готовы серьезно участвовать в этих соревнованиях. Я думаю, что, то дело, которое мы начали в 1997 году, развивается и у него много последователей, сторонников, болельщиков. Вообще, "Уральский Ухаб" - это визитная карточка города Перми и области, и это всегда праздник.

Но вот объявлено официальное открытие гонки, зрители рассыпались вдоль трассы и замерли в ожидании. Первыми должны стартовать квадроциклы. Старт дан, и маленькие юркие машинки, одна за другой, миновали стартовый трамплин. Последним появился "запорожец" "деда" и сразу же вызвал бурю восторга, но, вместе с тем, сочувствия, потому что задний привод и маленькие колеса почти без протектора не дали двигаться быстро, а иногда и просто двигаться. Первый же распухший брод завершил дело, начатое грязью, и вывел "запор" из числа участников.

Тем временем, квадроциклы пошли на второй круг и, вскоре, завершили гонку. К радости зрителей, пилоты квадроциклов к концу гонки приобрели практически одинаковую окраску цвета глины.

Следующими стартовали "Нивы" в классе "Спорт". 16 экипажей ушли на трассу, поначалу основательно проредив толпу зрителей на первом броде брызгами воды и жидкой грязью. Однако зрители были в восторге - не менее скоростные, чем квадроциклы, серьезно подготовленные, признанные любимцы публики обещали захватывающее зрелище. Складывалось впечатление, что количество грязи, улетевшей в зрителей, пропорционально увеличило и интерес, и удовольствие последних. Как ни старались милиционеры оцепления сдержать напор зрителей на огороженные участки трассы, лента ограждения была во многих местах порвана массой болельщиков.

"Нивы" тем временем сошлись в нешуточной борьбе. Один из автомобилей расстался с лобовым стеклом, один сошел с трассы и еще один был исключен за помощь эвакуатора.

После объявленного финиша в классе "Спорт" зрители замерли в ожидании наиболее многочисленной по составу участников группы "Суперспорт". Несмотря на достаточно продолжительную паузу между заездами "нив" и "уазиков", количество зрителей и болельщиков нисколько не уменьшилось. И действительно - пожалуй, основная интрига гонки развернулась именно в этом классе. Только здесь можно было увидеть как "УАЗик - буханка" тягается в скорости и проходимости с "лэндровером", "тойота хайлюкс" - с ГАЗ-69. Скорость, комья глины в небо, тучи брызг над бродами, рискованные обгоны по раскисшей почве - это нельзя передать на бумаге. Даже на фотографиях впечатление минимально - это надо лицезреть воочию.

Один из участников "Ухаба", Виктор Анатольевич Масалкин, штурман экипажа автотехцентра "Драйвер", поделился с нами впечатлениями: "Совершенно нет претензий к уровню организации "Ухаба". Судейство квалифицировано, спорных ситуаций, как в прошлом году, не было. Трасса была сложной, но проходимой. Существование бродов не было неожиданностью, тем более, что накануне представлялась возможность опробовать трассу.

По окончании гонки нам удалось прорваться к техническому директору гонки, вице-президенту ФАСП Постаногову Александру Владимировичу и задать несколько вопросов.

- Когда гонка только готовилась, вы не хотели давать никаких комментариев. Сейчас, постфактум, Вы можете дать оценку проведенному мероприятию?

- Во-первых, чувство огромного облегчения, что все закончилось, нервное напряжение ушло, остались только положительные эмоции. Я бы сам себе поставил оценку "хорошо", "твердая четверка". Еще есть над чем поработать. Самая большая проблема, как и на предыдущих Ухабах, возникает при организации зрителей. Гонка народная, следовательно, зрители - одни из главных действующих лиц. Но очень сложно сделать так, чтобы они не препятствовали проведению гонки.

На этом "Ухабе" удалось избежать многих проблем предыдущих лет. Новшества в организации трассы, контрольных пунктах, судействе помогли избежать споров и недоразумений.

При подведении итогов была только одна проблема, связанная с квадроциклами. Мы не учли заранее, что ограждения, предусмотренные для автомобилей будут ими с легкостью преодолены.

В этом году мы не просто ограничились проведением самих соревнований, но и придумали много других мероприятий: нанаграждение проходило в кафе "ПИТ СТОП", специалистам "Мотор шоу" телекомпании "ТНТ-Пермь" был заказан экспресс-фильм, который участники гонки смогли посмотреть во время награждения; заказан полнометражный фильм, его смогут приобрести все желающие (www.off-road.perm.ru) т.е. задуманы и выполняются ряд мероприятий, нечто "по следам Ухаба-2004".

Было много сделано других мелочей, например, наклеены нормальные номера, с которыми не стыдно ездить и помимо гонки, что является отличной рекламой "Ухаба".

- И, предвосхищая события, вопрос по "Весеннему ухабу". После его окончания в этом году, было ощущение, что "народная гонка" постепенно изживает себя. Как вы можете это прокомментировать?

- Сразу хочу защитить "Весенний ухаб-2004". При его подготовке и проведении было много проблем, решение которых не всегда было по силам организаторам. Например, достаточно сложно спорить с природой. Высота снежного покрова не позволила провести Ухаб в намеченные сроки и на заранее запланированной трассе.

В 2005 г. "Весенний ухаб" запланирован, но сложно заранее определиться со сроками, местом проведения, многое будет зависеть от предстоящей зимы. Непосредственно трассу для гонки найти не сложно, сложнее найти места для зрителей.

Один из гонщиков предложил поменять трассу - общий старт и кругов побольше. Народу хочется погонять. Люди едут не за призами, титулами. Мы уже продумываем проведение любительских заездов, в которых смогли бы принять участие водители, которые не рискуют выставлять свои автомобили на "Ухабы".

Еженедельник "АЗС. Пермь" №42-43, 2004 г.

ВОЙНА МОТОРОВ В КУЛТАЕВСКИХ ДЕБРЯХ

Гонка по бездорожью стала, пожалуй, национальной русской забавой, тем более во время празднования Дня автомобилиста она не могла, по определению, пройти не замеченной.

Подтверждая старый банальный тезис о том, что в России две беды - дураки и дороги, добрая сотня безбашенных водителей на глазах улюлюкающей публики "убивала" свои авто в дебрях Култаево. Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что гонщики, участвующие в "'Уральском ухабе - 2004", всю ночь не сомкнули глаз, пытаясь угадать, какие сюрпризы преподаст погода в день старта на этот раз. И капризная дама в очередной раз "порадовала": мокрый снег с дождем превратил трассу в непролазную и непроезжую жижу. К слову сказать, наш водитель на своей "девятке" так и не решился подъехать непосредственно к месту старта, и мы с фотокором, как два камикадзе, прокляв все на свете, пробирались пешком, утопая в грязи по уши. Но, притопав к самой трассе, мы осознали, что все это только цветочки по сравнению с тем, что должны преодолеть пермские автогонщики.

Первыми покорять трассу отправились смельчаки на квадроциклах, которые должны были дважды проехать дистанцию в пять с половиной километров с четырьмя бродами. Компанию им составил старый добрый "Запорожец" 1968 года выпуска под управлением 71-летнего Евгения Опарина. К сожалению, осилить култаевские ухабы этот "запорожский мустанг" так и не смог - сошел с дистанции после первого препятствия. А спортсмены тем временем не жалели ни себя, ни технику, на бешеной скорости врезаясь в ямы с водой, а затем преодолевая сложнейшие подъемы и спуски. По признанию лучшего квадрогонщика Кирилла Панькова из команды "Hopтон", он промок насквозь, не спасал даже водонепроницаемый комбинезон. Влага, по словам триумфатора открытого чемпионата области, попала даже в трусы.

"Безумству храбрых поем мы песню", - подумали мы, а на старт тем временем уже выезжали расписные красавицы "Нивы", с объемом двигателя не более 2000 куб.см. После первого серьезного испытания в виде грязевой ванны "боевые слоны" представляли жалкое зрелище. Грязные и побитые, они издавали жалобные звуки, но пилоты продолжали гнать их вперед, не останавливаясь ни перед чем. Из 16 стартовавших автогонщиков в этом классе, в итоге, лишь десять смогли пересечь финишный створ. Также как на "Весеннем ухабе" в открытом чемпионате области по ралли-рейдам не было равных Олегу Кашину и Андрею Селиванову, которые на этот раз поменялись местами. В острой борьбе Олег уступил Андрею 10 секунд и взял своеобразный реванш. Кстати, обе машины готовились к гонкам в автосервисе "Шпальный" под руководством "золотых умельцев" Михаила Зиниатуллина и Владимира Тарасова. Ждать же последнего финишера зрителям пришлось более 20 минут, однако зря время они не теряли и активно потребляли горячительные напитки.

Кульминацией праздника стал заезд внедорожников с объемом двигателя более 2000 куб.см. в категории "суперспорт". Машины прямо со старта бросились, словно в омут с головой - в прямом и переносном смысле. Трасса к этому времени окончательно раскисла, превратившись в сплошное болото. Оживление у зрителей вызвала коми-пермяцкая "Пума", напоминавшая самоходку времен гражданской войны. Однако где-то на середине дистанции она застряла, и участия в битве за главный приз не приняла. К концу заезда гонка достигла такого накала, что на одном повороте, обгоняя застрявшую "буханку", один из лидеров буквально врезался в толпу зрителей, сломав ограждение и чуть не задавив нашего мужественного фотокорреспондента. Один из зрителей после этого инцидента остался лежать на земле, но помощь подоспевшей бригады медицины катастроф не надобилась, бедолага, как оказалось, был просто мертвецки пьян.

А победу в "Уральском ухабе - 2004" праздновал экипаж автобазы администрации области Анатолий Станкевич и Николай Пестиков, феноменально проскочив заключительный, третий круг ралли-рейда. После победного финиша штурман Николай Пестиков отметил, что с таким пилотом, как Анатолий, "любая погода отличная, и дорога как асфальт. Гонка, благодаря мастерству Станкевича, превратилась в одно сплошное удовольствие". Тем временем, на этой "асфальтированной" трассе машины сходили одна за другой. Лишь половина участников с горем пополам завершили гонку.

Закончив соревнования, участники ралли-рейда поехали по мастерским зализывать раны, а праздношатающаяся публика продолжила отмечать всенародный праздник - День автомобилиста, причем, совместно с водителями. Поэтому еще один подвиг совершил наш шофер, которому благополучно удалось покинуть Култаево без всяких последствий для своего авто.

Константин КЯКИНЕН. Фото Евгения МАЛЫШЕВА. "МК в Перми", 3-10.11.2004 г.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

По традиции осенний "Ухаб" проводится в Култаево. Хороший подъезд, интересная трасса: круг 5,5 км, четыре брода, трамплины - что еще нужно хорошему человеку, чтобы получить удовольствие в ненастный осенний день? Надежный внедорожник и верный пилот. На старт!

На гонки поначалу было заявлено 60 экипажей. Регламент предусматривал только 50, поэтому стартовый номер получил тот, кто приехал на регистрацию, состоявшуюся накануне, первым.

...Оставил машину (пропускная система, блин) и дальше пешком. Чтобы что-то увидеть, надо подойти поближе к трассе. Грязь непролазная. Холодно... Сидел бы дома, на диване, так нет, на "Ухаб" потянуло. Хотя, с другой стороны, где еще такое "Кэмел трофи" увидишь? Потому и не пропустил пока ни одного "Ухаба". Здорово все-таки ребята ездят. "Смотри, смотри - кра-а-сиво пошел, ай, красиво!"...

Отличие нынешнего "Ухаба" состояло в том, что помимо традиционных "Нив" (класс "Спорт"), "УАЗов", импортных внедорожников (класс "Суперспорт"), в соревновании впервые принимали участие квадроциклы (класс ATV). Экстремальные квадроциклисты ни в чем не уступали своим старшим собратьям, лихо прыгая по горкам и скользя по глубокой грязи. А уж преодоление брода превращалось в настоящее шоу: купание пилота в ледяной воде зрителями воспринималось с особой радостью.

...Нет, ну народ наглый пошел! Нельзя сюда, нельзя! Почему, почему - узнаешь, когда задавит... Думал, на гонки посмотрю из оцепления. Ага, посмотришь тут - только и гляди, чтобы какой-нибудь балбес на трассу не выбежал. И ведь только отгонишь подальше, обернуться не успеешь - как вот они, опять на пригорке вырастают - как грибы после дождя. Прямо, как дети малые! И почему только о вашей безопасности милиция должна беспокоиться?...

Есть два способа прохождения трассы - скоростной и тактический. Первый рискованный - можно уповать только на Его Величество Случай и хорошую подготовленность машины. Второй - для профессионалов. С наскока такую сложную трасу не взять. Опыт нужен, да и соответствующая подготовка - то, что готовил для обычного трофи, здесь мало поможет...

...Врубаешься со всего маху в грязь... Дав-в-вай, милая! Ни черта не видно... На подъезде к броду замечаешь, как капот идущей впереди "Нивы" вдруг исчезает под водой. Чтобы не искушать судьбу, приходится брать чуть левее. Слава Богу, здесь немного мельче, и вскоре брод остается позади. Сердце отстукивает ритм, подгоняя: быстрей, быстрей...

Без потерь не обходится ни один "Ухаб". Закамская "Нива" остается без лобового стекла, "УАЗ" - без заднего: сказывается скоростная тактика. Зеленый джип-пикап "потерял" заднюю дверь. На третьем - заключительном - круге встают "Вилсы": порвался воздухозаборник, и последовавший гидроудар превращает мощный движок в бесполезную груду металла.

...Весело сегодня, ничего не скажешь. Трассу развезло так, что "мама, не горюй"! На тренировках полегче было. А сейчас раскатали - сплошное месиво. Завязнешь по самое "не хочу", барахтаешься, как жук на одном месте, а выбраться не можешь... На очередном "трамплине" что-то смачно хрумкает под ногами, и, не останавливаясь, на ходу пытаешься сообразить, что там сломалось. Но машина едет, значит, пока все в порядке. Значит, еще поборемся!..

Трасса - это путь, который ты обязательно должен пройти. Трасса - это способ проверить себя. Способ узнать, чего ты стоишь... Дело вовсе не в наградах, а в том, что свою трассу пройти ты обязан. Несмотря ни на что.

Кто говорил, что джип - лучший внедорожник? Посмотри, лидируют-то наши - "УАЗы". Иностранцы что-то буксуют. Правда, "дед" на своем "Запорожце" безнадежно заглох в самом начале. Но, во-первых, это простой "ЗАЗ", а во-вторых, ему медаль на грудь надо - за то, что вообще на такую трассу вышел. Герой!..

...Одоление с приставкой "пре" - это что-то сверх. Сверхнормы, сверхмеры, на пре-деле своих сил. Пере-шагнуть рубеж своих возможностей. Пройти свой путь. Пре-одолеть. Тяжелую трассу. Себя.

Андрей ЗАПИСКИН. Журнал "Экшн"№5, 2004

 
на главную
  вверх