Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

СОРЕВНОВАНИЯ


ЗАХА—2003 - V этап чемпионата России по внедорожным рейдам


КАМЕННЫЙ ПЛЕН

Раз в году на Южном Урале, под Челябинском, проводится совершенно уникальное соревнование под названием "Заха". Это как бы баха, но трофическая. Настоящий праздник для любителей трофи!

фото

Небольшой городок Сатка, из которого стартует "Заха", славится единственным в России разрабатываемым месторождением магнезита - углекислой соли магния (карбоната магния), очень редкого вида полезных ископаемых. Используют его для изготовления огнеупоров для доменных и мартеновских печей. Горы этого магнезита окружают город практически со всех сторон, создавая фантастический пейзаж.

фото



Поэтому неудивительно, что сразу же после торжественного старта на центральной площади участники отправились на триал, представлявший собой пролог. Нужно было преодолеть 29 ворот за 15 минут, что казалось совершенно нереальным - на все ворота заведомо не хватало времени. Причем ворота, отмеченные красными вешками, считались более сложными, синие вешки украшали ворота средней сложности, и самые простые - зеленые. А вот стоимость ворот в очках рассчитывалась уже по окончании триала по принципу - чем больше участников прошло ворота, тем ниже их стоимость. И наоборот. Поэтому каждый строил свой маршрут исходя из возможностей машины и тактических соображений.

Некоторые экипажи во время ознакомления с трассой пытались зарисовать ее на листочках, чтобы уже потом, в закрытом парке, разработать оптимальный маршрут в секциях. Кстати, еще одной интересной особенностью было то, что участникам не разрешалось наблюдать, как трассу проходят соперники. Таким образом, возможность использовать чужой опыт исключалась. На триальном участке один из самых высоких результатов показал экипаж братьев Макаровых из Екатеринбурга, взяв невероятное количество наиболее сложных ворот.

фото

Взаимопонимание в экипаже братьев поражало даже видавших виды трофистов - практически молча, одними жестами, штурман указывал пилоту, какие ворота брать следующими, и быстро запрыгивал на подножку, чтобы в нужный момент откренить машину. В общем, братья сорвали аплодисменты зрителей, но "в призы" на триаде, к сожалению, так и не попали. Не повезло с жеребьевкой - стартовать пришлось одними из самых первых.

Сразу после триада участники отправились в основной лагерь, откуда на рассвете следующего дня был дан старт ориентирования. Каждый экипаж получил карнет в виде палитры для красок, только вместо красок она была заполнена пластилином. Контрольные пункты, как правило, представляли собой дерево с прикрепленной к нему печатью. Задачей экипажей было найти это дерево, доехать до него на машине, дотянуться палитрой, пристегнутой к автомобилю не слишком длинной веревкой, поставить печать и ехать дальше.

фото

Так вот, из всех перечисленных действий самыми сложными были "доехать" и "дотянуться". Потому что эти контрольные точки находились в самых экстремальных местах! Например, КП под номером 34 расположился посередине каменной реки, и чтобы к нему подобраться, необходимо было преодолеть около 70 метров каменной преграды. А некоторые камни были значительно больше автомобилей участников, так что и пешком пройти было очень непросто!

Часть "точек" находилась в болотах, но из-за засушливого лета даже самые тяжелые болота пересохли и не представляли особой сложности. Наверное, все решал выбор оптимального алгоритма действий по поиску контрольных пунктов. Надо признать, что печати на пластилине - оригинальное, но не самое эффективное решение. Оттиск по ходу гонки становился все слабее и слабее, кроме того, он плавился от тепла и "тек" от вибрации. Некоторые участники потратили силы, массу времени, поломали технику, но отдельные точки им так и не зачли - пропал оттиск.

фото

Обидно, особенно если учесть, что КП были разбросаны на такой огромной территории, что на их поиск отводилось около 56 часов. А для того чтобы экипажи не падали от усталости, запрещалось ездить без отдыха и каждые 24 часа вменялось брать обязательный отдых. Причем сделать это надо таким образом, чтобы "чистое время" гонки останавливалось, то есть только на судейских пунктах (СП), которых было три. Там же можно было сдавать собранные "точки", чтобы ехать за новыми.


К сожалению, технические проблемы заставили отказаться от борьбы многие сильные уральские экипажи. Из-за высоких скоростей и большого количества уже проведенных в этом году гонок стали ломаться машины. В первый же день ориентирования сошел один из вероятных призеров гонки - уже упоминавшийся экипаж братьев Макаровых. На второй день сломались сразу три Тойоты лидеров из Челябинска и Екатеринбурга - у Леонида Фалкенберга срезало два ШРУСа, а у машин Олега Эйсмонта и Евгения Павелина развалились поворотные кулаки. В конце концов, они смогли отремонтировать машины и продолжить борьбу, но потеряли при этом практически весь световой день.

фото

Для перевозки прессы организаторы выделили боевой "УАЗ", пилотом которого был один из лучших трофистов Урала Дима Щербаков. Благодаря Диме и его "УАЗу" мы всегда оказывались в самых интересных местах "Захи". А таких мест было более чем достаточно. Например, вечером первого дня ориентирования мы следили за преодолением небольшого торфяного болота, которое, как это часто бывает, выглядело гораздо безобиднее, чем было на самом деле. И, конечно, это провоцировало экипажи влетать в него без всякой предварительной разведки. Началась битва лебедок, которая продолжалась до наступления темноты.

Во второй день мы оказались на каменной реке. Это нечто совершенно невероятное! Откуда-то с вершины горы стекает река, но только вместо воды камни. Разной величины - одни с небольшой дом, другие с автомобиль, и много-много более мелких. Они образуют как бы извилистую мостовую для проезда колесниц сказочных великанов. Дима объяснил нам, что такие каменные реки называют курумниками. Как раз на одном из таких курумников организаторами был установлен КП номер 34. А примерно в километре от этой сложной точки находились две попроще - по камням нужно было проехать метров тридцать.

фото

На одной из них мы застали Бориса Гадасина и Игоря Козлова на Land Rover Defender 90. Борис сосредоточенно смотрел в ноутбук, а Игорь неспешно цеплял трос лебедки за подходящее дерево. Беззлобно ворча друг на друга, совершенно не торопясь, не делая ни одного лишнего движения, они в течение 15 минут взяли эту точку и так же спокойно поехали на следующую. Пройти к ней по прямой не получилось. Тогда, въехав на камень размером чуть больше их собственного автомобиля, ребята ловко "свалились" с него, а потом просто подтянули свою машину к дереву, на котором висела печать.

Поражало, как неторопливо и в то же время быстро все это было проделано. Спокойная уверенность, основанная на многолетнем опыте, сквозила в каждом их движении. Следующий экипаж, который мы застали на "точках", - московский "Нимал" (Александр Николаев - Павел Пикулев). Саша и Паша ехали без задней лебедки, поэтому, сравнительно быстро добравшись до нужной "точки", обратно спускали машину несколько часов. Это был титанический труд! Машина ушла с траектории, по которой въезжала, на очень большие камни, и экипажу пришлось перелопатить тонны камешков поменьше, подкладывая их под колеса, чтобы более-менее выровнять дорогу. Иногда это не помогало - слишком высоко торчали пики отдельных "скал", и тогда Саша и Паша... рубили их топором! Представьте себе это потрясающее зрелище! Искры летят во все стороны, металл врезается в камень, мат стоит такой крепкий, что, кажется, сейчас рухнут горы, но человеческое упорство, в конце концов, побеждает камень!

фото

В итоге камнерубы показали в ориентировании шестой результат в классе и вошли в десятку лучших в абсолютном зачете!

А уже ближе к ночи на самой сложной, 34-й "точке" мы встретили экипаж из Тюмени - Юрия Сафронова и Германа Пермякова. Темнело. "УАЗ" медленно, сантиметр за сантиметром, продвигался вперед. Немногословные тюменцы то дружно подкладывали бревна под колеса, то слаженно подтягивали машину на лебедке, то пилот, повинуясь жестам штурмана, заезжал все дальше и дальше. Потом стало совершенно темно, возможности снимать больше не было, и нам пришлось уехать в лагерь, не досмотрев, как тюменцы все же взяли эту "точку". И пусть им не удалось выиграть соревнование, но эти мужественные парни всегда первыми атаковали самые сложные контрольные пункты.

Вечером, после финиша, в пионерском лагере "Барабанщик" состоялось награждение. Были и банкет, и праздничный концерт, и танцы. В общем, уральцы подтвердили, что в проведении настоящих трофических праздников им по-прежнему нет равных!

 
журнал

РЕЗУЛЬТАТЫ

Абсолют:
1-е место Б. Гадасин - И. Козлов
2-е место Л. Фалкенберг - О.Васильев
3-е место И. Волхонский - И. Дементьев

ТР2:
1-е место Б. Гадасин - И. Козлов
2-е место Л. Фалкенберг - О. Васильев
3-е место О. Эйсмант - Д. Калегин

ТРЗ:
1-е место В. Масютин-Л. Лобов
2-е место И. Волхонский - И. Дементьев
3-е место В. Быстров - А. Голубев

Иван ЕВДОКИМОВ, фото Алексея ПЛИТМАНА.
Журнал "Club 4x4" №2, 2004 г.

назад

 
на главную
  вверх