Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

СОРЕВНОВАНИЯ


ПАРМА-ТРОФИ — 2002


Не успели машины залечить раны, полученные ими в предыдущих трофи-рейдах, как вновь труба позвала их в бой.... Так образно и витиевато мог бы начать свой очередной рассказ служитель пера и бумаги, а проще — журналист, приглашенный на старт внедорожных гонок "Парма-трофи — 2002", организованных администрацией и спорткомитетом Коми-пермяцкого автономного округа. Да, ровно месяц прошел со дня старта трофи-рейда "Белкомур — 2002" по уральским горам и вот — новое предложение, на этот раз от коллег из Кудымкара, от которого трудно было отказаться.

photo_01

Наскоро подлатав старушку "Ниву" (кстати сказать, этот трофи-рейд по бездорожью для нее третий за последние 2 месяца), в 5 часов утра мы покинули родной город Пермь. Экипаж прежний: Михаил Савельев — командир и бессменный руководитель рейдов "Белкомур-трофи", Вячеслав Савельев (сын) — второй водитель и незаменимый бортмеханик и Зуев Анатолий — штурман и прочее (фотограф, повар, летописец). За два месяца коллектив сплотился настолько, что взаимопонимание, как говорится, с полуслова. Совместное участие в рейдах, преодоление тягот походной жизни привело к тому, что и шутки, и песни, и восклицания, сказанные под горячую руку, стали общими. Стоит одному, например, уронив кувалду себе на ногу, воскликнуть "Собака!..", как двое других тут же добавят "... — крымский хан!" (из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию"). Существенным плюсом является и то, что никто в экипаже не курит, все любят пиво и терпимо относятся к музыкальным пристрастиям других. Слава (самый молодой в экипаже) даже сумел привить любовь остальным членам экипажа к творчеству таких исполнителей, как Шевчук, Цой, Сукачев, Бутусов, о чем они (остальные члены экипажа) даже и не подозревали. Тем более что сделать это было несложно, проводя в машине по 12 - 16 часов в сутки при наличии всего лишь четырех аудиокассет!

Итак, к 10 часам утра 11 августа площадь перед зданием администрации КПАО в Кудымкаре стала заполнятся машинами. Были среди них и старые знакомые по прежнему рейду на хребет Кваркуш, большинство же составляли автолюбители и спортсмены из 7 районов-территорий округа. В составе экипажей были главы районных администраций, председатели спорткомитетов, а общее руководство пробегом осуществлял заместитель главы окружной администрации Сергей Дитятьев — автотурист со стажем. Его машина, идущая в голове колонны, имела соответствующие номер и наклейку — "1" и "Командор". Средства массовой информации представляли окружная газета "Парма" и телерадиокомпания Кудымкара, направив в рейд своих сотрудников. Так в нашем экипаже появился четвертый участник — страшно бородатый и удивительно интересный собеседник, оператор местного телевидения Юрий Сыстеров. Такие вот "три мушкетера и Д'Артаньян".

photo_02

После торжественного построения, в котором не последнее участие принял внезапно начавшийся дождь, колонна автомобилей покинула столицу округа и направилась на север, пересекая одну за другой границы районов КПАО. И на каждой из них первой в район въезжала машина главы местной администрации, как бы приглашая к себе гостей.

Асфальт не долго утомлял нас плавной ездой, и в Кочево мы свернули с трассы на восток по грунтовой дороге. Вот тут-то мы с благодарностью помянули утренний дождь. Ведь в колонне нам достался восьмой номер. Можно представить какое количество пыли пришлось бы нам проглотить в солнечную погоду! Маршрут пролегал по живописным уголкам Пармы: спокойное течение рек правобережья Камы, изумрудно-зеленые болота со слезинками-блюдцами озер и темнохвойная тайга, сменяемая борами-беломошниками.

В Косинском районе мы дважды пересекли его центральную водную артерию - реку Коса — в первый раз по капитальному мосту строящейся трассы Кудымкар-Соликамск, а во второй — по наплавному, из бревен! Оказывается это инженерное сооружение, с успехом зарекомендовавшее себя в годы Великой Отечественной войны, и поныне используется на реках с медленным течением. Переправа "дышит", прогибается под идущим автомобилем, но исправно выполняет свою функцию. Некоторые автомобили прошли, даже не замочив колес.

photo_03

Любители гор не найдут в Комиокруге заоблачных вершин, высоты здесь более чем скромные и редко превышают 200 м. Но все-таки какие изумительные виды открываются с этих возвышенностей! С высоты 220 метров у деревни Селищи мы обозревали раскинувшееся в долине Косы более чем на 20 км болото Ыджыднюр с многочисленными зеркалами озер. Озера эти (как и многие другие) богаты рыбой, в основном, щукой и окунем. В одном из них под названием Селищенский Вад нам в первый раз улыбнулось рыбацкое счастье. Поэтому на первом бивуаке в местечке Церковное, что на реке с поэтическим названием Лолог, по поляне разносился аромат свежей, наваристой ушицы из селищенских щук, а руки рыбаков (при рассказах о своих былых трофеях) расходились на небывалую величину.

На следующий день трасса пробега вышла к Каме в районе села Пятигоры. Здесь известная нам с детства река не столь величественна, как в Перми, ширина ее редко превышает 100-120 м. Правый берег высокий, местами обрывистый, левобережье тонет в болотах и старицах. Через районный центр Гайны проходит трасса, соединяющая Пермь и Кудымкар с Сыктывкаром. Паромная переправа через Каму в районе Булатовской Старицы приводит нас в мир сосновых боров и песчаных холмов. Здесь, на
левобережье Камы, состоялся скоростной этап ралли протяженностью в 21 км по замкнутому кольцу: Усть-Весляна - Шумино - Лысьва - Сосновая - паромная переправа. Трасса — старая проселочная дорога с доживающими свой век деревянными мостами — лентой вьется вдоль Весляны, левого притока Камы. Со старта машины с ревом устремлялись по улицам поселка Усть-Весляна и ныряли в лабиринт лесных дорог, с шумом и брызгами проносились по улицам сонных деревушек, распугивая немногочисленных коровенок и собак. Ухабы, ямы с водой превращали скоростную езду в родео, а предательски влажный песок на виражах разворачивал машину поперек дороги. Но самым опасным препятствием были старые мосты и мостики через ручьи и канавы, заметить которые на скорости 80-90 км/час было очень трудно. По своей сути эта езда состояла сплошь из экстренных торможений, разгонов и поворотов. Находясь в машине, ты или взлетаешь над сиденьем, или виснешь на ремне безопасности, или вдавливаешься затылком в подголовник на ускорениях, или бьешься плечом о дверцу. Другого не дано. На последних километрах скоростного этапа многие экипажи пытались отыграться на участке гравийной дороги, развивая скорость до 120 км/час.

photo_04

Автотуризм отличается от других видов туризма тем, что за ограниченное время можно покрыть большое расстояние, преодолеть различные препятствия и преграды, и при этом, не расставаясь с другом — автомобилем, обеспечивающим достаточный уровень комфорта. Он требует от водителей высокого мастерства вождения и знания своей техники, а от штурманов высокого уровня знания трассы и навыков ориентирования на маршруте. К чести экипажей, ни один не сошел с трассы, а финиш, разумеется, определил победителей, которым при стечении немногочис-ленных болельщиков — жителей поселка были вручены призы и грамоты.

А ралли шло своим чередом. Наш дальнейший путь лежал к озеру Адово. Название его связывают с легендой о существовании чудовища — щуки, водной красавицы, которая затягивала рыбаков в свою пучину. С давних пор зовется оно в народе озером Ада. Верить этому или нет — дело личное, но то, что добраться до озера, изрядно не поплутав, невозможно — это факт. Плотная сеть одинаково наезженных лесовозных дорог в этой части округа, холмы-близнецы, покрытые белым мхом и соснами, старые вырубки с брошенной техникой, болота, ледниковые валуны и заброшенные ветки-"усы" узкоколейной железной дороги, - все это может свести с ума даже самого хладнокровного штурмана. Состояние безысходности усиливает и наличие карт, достоверность которых оставляет желать лучшего. Скажем так: без надежного проводника делать здесь нечего, а иначе леший так закрутит, что и дорогу обратно забудешь!

photo_05

Безусловно, озеро Адово являлось кульминацией трофи-рейда. В техническом смысле — это прохождение Адовского болота по старой дороге-лежневке, бревна которой местами прогнили. Машины проваливались в метровые ямы, заполненные болотной жижей. Но это не может сравниться с впечатлением от увиденного в окрестностях озера и каким-то внутренним трепетом от соприкосновения с вечностью. Дело в том, что Большое и Малое Адовы озера расположены в древнем понижении земной поверхности. По нему в доледниковое время Кама текла в бассейн Северной Двины! Ступая по мхам берега озера, идешь по дну пра-Камы, доледниковой Камы... Значительно позже надвигающийся с севера ледник изменил направление течения реки. Переместив и оставив после себя громадные массы обломочного материала (так образовались Северные Увалы), ледник "заставил" Каму повернуть сначала на восток, а затем на юг навстречу с Каспийским морем-озером. Такая вот давняя-давняя история и — настоящее Адово озеро. С запада к нему подступают невысокие гривы сосновых боров, на восточном берегу до самого горизонта простирается заболоченное пространство, поросшее невысокими редкими соснами. Адовское болото — это замкнутая котловина на водоразделе левых притоков Камы Весляны и Порыша. В течение 22 лет эта территория была заказником. Здесь гнездится лебедь-кликун, по берегам озера встречаются следы дикого северного оленя. Но в 2001 г. табу на охоту с озера и его окрестностей местные власти сняли. Увидеть теперь этих красавцев — большая редкость. Лишь одинокие чайки, невесть откуда взявшиеся, старательно патрулируют богатую рыбой акваторию да трясогузки скучают на веточках прибрежного тальника. Вся живность прячется где-
то в окрестных болотах. К сожалению, о присутствии людей красноречиво говорят разбросанные по кустам консервные банки, пластиковые пакеты, стекло, следы кострищ.

Для получения полного представления об этом чудном, но легко ранимом уголке Пермской области участники автопробега посетили озеро Оныл в истоках одноименной речки. Следует сказать, что щуки в нем далеко не миниатюрные! В окрестностях озера изобилие ягод: черника, голубика, клюква. Берега озера топкие, к воде нужно подходить с осторожностью: почва под ногами предательски покачивается, грозя уйти под воду вместе с незадачливым рыбаком.

photo_06

На обратном пути автопробег остановился в старинном селе Монастырь. Расположилось оно на левом высоком берегу Камы на старинном тракте из Москвы в Сибирь, который назывался "московской государевой дорогой". Именно здесь около 1607 г. возникла Троицко-Плесненская Пустынь, а затем и монастырь, основанный бежавшими от преследований властей стрельцами. О былом величии говорит деревянная церковь конца XIX в. Деревни в окрестностях, как и леспромхозы, постепенно умирают: дома приходят с негодность, в них доживают свой век старики. Лишь летом высокий берег Камы оживает. В деревне Монастырь начинает свою работу лагерь для подростков "Школа выживания". Молодежь со всех регионов области в в течение смены живет в палатках, сплавляется на катамаранах, учится жить в согласии с дикой северной природой. Показательные выступления автотуристов на полосе препятствий вызвали неподдельный интерес юных экстремалов. После соревнований отбоя не было от желающих прокатиться на автомобиле по ухабистой дороге. Водители просто глохли от восторженного визга детей, заглушавшего рев мотора. Не знаю, какие впечатления остались от поездки у подростков, но автотуризм в Пермской области, мне кажется, приобрел новых поклонников и сторонников. Время покажет.

А время автопробега подходило к концу. Последний участок бездорожья до парома через Каму прошли на одном дыхании. При этом особым шиком считалось промчаться по глубокой луже, не снижая скорости, поднимая фонтаны брызг, так, что последующий оказывался облитым "с головы до ног". Правда, платили тем же. В Гайнах наш экипаж простился с организаторами пробега — нам предстоял долгий путь до Перми.

Подвели итоги летней компании. По результатам трофи-рейдов сформировался костяк команды для участия в гонках "Белкомур-трофи 2003". Есть смелые планы и варианты маршрута, часть которого пройдет по территории горной части Пермской области, через Главный Уральский хребет. А это значит, что работа продолжается: водителям — готовить машины, штурманам — уточнять карты! И, как поется в песне, "выезжайте за ворота и не бойтесь поворота - пусть добрым будет путь!"

Анатолий ЗУЕВ, председатель МКК ЦДЮТур.

 
на главную
  вверх