Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ




РЕЙД ВЫХОДНОГО ДНЯ: БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ - НАВСТРЕЧУ С ПРОШЛЫМ


Государева дорога или Великий путь в Сибирь - не иначе называли дорогу, открытую в XVI веке Артемием Бабиновым. Тот путь на Восток, который искали великие мореплаватели и путешественники, а нашел русский крестьянин из деревушки Верх-Усолка. Путь, соединивший не просто Центральную Россию с Сибирью, а Европу с Азией, цивилизации Запада и Востока. Верой и правдой дорога прослужила 200 лет (став и частью великого чайного пути) и потом еще частично использовалась до середины прошлого века, пока окончательная не была заброшена.

***

11-14 июня состоится РЕЙД ВЫХОДНОГО ДНЯ по одному из, пожалуй, самых знаменательных мест в Пермском крае, имеющем четырехсотлетнюю историю и сыгравших важную роль в жизни России - БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель в Сибирь. Участникам рейда за два дня предстоит пройти по безлюдным, диким таежным местам, практически уже забытым и можно сказать неизведанным для современного джипера маршрутом от с. Чикман через урочище Молчан выйти на Верх-Косьву. Через многочисленные речки, брода, верховое болото, по кое-где еще сохранившимся с тех незапамятных времен деревянным настилам-гатям. "… А впереди лес стеной. Настоящий, темный, пугающий лес..."

***

ЧИКМАН. Считается, что это село основано самим Артемием Бабиновым. Живо оно и по сей день. Теперь здесь две переправы через одноименную речку: исконная - брод через перекат и новая, рукотворная, - недавно построенный железобетонный мост, по которому вывозят древесину. От брода, пересекая наискось лесовозную "бетонку", идет Бабиновская дорога. Небольшой ее отрезок здесь сохранился почти в первозданном виде: торная, шириной в две телеги, просека. Кое-где по бокам кюветов проглядывает почти совсем истлевшая стлань (настил).

МОЛЧАН. В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика Лепехина легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для прогнания оводу, который в несказанном множестве не токмо людей, но и самой скот мучил".

Сегодня деревни нет. Но тайга еще не поглотила поляну, на которой чуть проступают фундаменты бывших домов.

КОСЬВА. Дорога вынесла нас на высоту птичьего полета. Огромное небо и синие горы по всему горизонту. Вскоре мы вышли на шоссе Кизел - Верх-Косьва. Бабиновка идет справа от тракта, и они вместе приводят к поселку Верх-Косьва.
По западной его окраине проходит граница Пермской и Свердловской областей.
***

Примерный километраж 600 км из них около 400 км асфальт и 200 км грунтовки разной сложности.
Примерный временной график:

с 1 июня по 10 июня

- Прием заявок (в офисе Пермского внедорожного клуба по адресу: Пермь, ул. Г. Хасана, 41. Тел.: 245-60-77. Или по электронной почте: off-road.perm@inbox.ru
Организационный сбор 500 руб с автомобиля/экипажа

11 июня

17:00 - Выезд от офиса Пермского внедорожного клуба
22:00 - Расчетное время прибытия на стоянку №1 "У горной речки". Установка лагеря. Товарищеский ужин. Ночное общение под шум небольшого переката.

12 июня

__:__ - Подъем под громкое щебетанье птиц. Встреча рассвета. Купанье в горной речке. Завтрак.
10:00 - Выезд на Бабиновский тракт. Движение колонной. Обед в пути.
21:00 - Стоянка №2 "У незнакомого места". Установка лагеря. Товарищеский ужин.

13 июня

10:00 Продолжение начатого в предыдущий день и выезд на Верх-Косьву
Осмотр "достопримечательностей" оставшихся с прошлых времен. Обед в пути. Движение в сторону стоянки №3 "На краю земли". Установка лагеря. Товарищеский ужин. Свободное время.

14 июня

Утро. Слушаем стереофоническое пение кукушек и незабываем считать куки
(сколько километров назад домой в Пермь, должно быть не менее 300 куков). Подъем. Плотный завтрак. Выезд обратно в Пермь.

***
Однажды на Бабиновской дороге сломалась ось.
Огляделись, пусто, местность неприютная, никого нет. Раньше, говорят, от Соликамска до Верхотурья и дальше в Сибирь ходили мимо Чердыни, поднимались по реке Вишере и уже там через Камень направлялись в Лезву-реку, это ею уже в Туру, потом Тавдою вниз до Тобола, и везде, говорят, можно было какую-никакую церквушку встретить, поставленную мужикам за их благочестие, а уж кузницу и кузнеца непременно, а здесь…
Иван растерялся.
Орали лягушки. Шел дождь.
- Распрягать? - спросил кто-то из гренадеров.
Господин Чепесюк молча, но запрещающе мотнул головой.
Господин Чепесюк подошел к подводе, заставил гренадеров слегка приподнять ее, сам нашел запасную ось и сам заменил ее - без помощи кузницы, считай голыми руками. Потом снова влез в свой возок, не ежась зябко, как все, от измороси. И спал себе в возке как самый простой мужик, его даже будить не хотели. Но на очередной станции смотритель язвительно ухмыльнулся в ответ на слова гренадеров о свежих лошадях:
"А нет лошадей. Ускакали лошади. С фельдъегерем ускакали".
"Да разве не извещали тебя о нас?" - грозно спросил Семен Паламошный.
"Да кто ж известит? Сибирь здесь".


Анкета участника здесь ››

 
на главную
  вверх