РЕЙД ВЫХОДНОГО ДНЯ: БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ - НАВСТРЕЧУ С ПРОШЛЫМ
Государева дорога или Великий путь в Сибирь - не иначе называли
дорогу, открытую в XVI веке Артемием Бабиновым. Тот путь на Восток,
который искали великие мореплаватели и путешественники, а нашел
русский крестьянин из деревушки Верх-Усолка. Путь, соединивший
не просто Центральную Россию с Сибирью, а Европу с Азией, цивилизации
Запада и Востока. Верой и правдой дорога прослужила 200 лет (став
и частью великого чайного пути) и потом еще частично использовалась
до середины прошлого века, пока окончательная не была заброшена.
***
11-14 июня состоится РЕЙД ВЫХОДНОГО ДНЯ по одному из, пожалуй,
самых знаменательных мест в Пермском крае, имеющем четырехсотлетнюю
историю и сыгравших важную роль в жизни России - БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ.
По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту,
по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней
русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски
свободных земель в Сибирь. Участникам рейда за два дня предстоит
пройти по безлюдным, диким таежным местам, практически уже забытым
и можно сказать неизведанным для современного джипера маршрутом
от с. Чикман через урочище Молчан выйти на Верх-Косьву. Через
многочисленные речки, брода, верховое болото, по кое-где еще сохранившимся
с тех незапамятных времен деревянным настилам-гатям. "… А
впереди лес стеной. Настоящий, темный, пугающий лес..."
***
ЧИКМАН. Считается, что это село основано самим Артемием Бабиновым.
Живо оно и по сей день. Теперь здесь две переправы через одноименную
речку: исконная - брод через перекат и новая, рукотворная, - недавно
построенный железобетонный мост, по которому вывозят древесину.
От брода, пересекая наискось лесовозную "бетонку", идет
Бабиновская дорога. Небольшой ее отрезок здесь сохранился почти
в первозданном виде: торная, шириной в две телеги, просека. Кое-где
по бокам кюветов проглядывает почти совсем истлевшая стлань (настил).
МОЛЧАН. В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний
день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика Лепехина
легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для
прогнания оводу, который в несказанном множестве не токмо людей,
но и самой скот мучил".
Сегодня деревни нет. Но тайга еще не поглотила поляну, на которой
чуть проступают фундаменты бывших домов.
КОСЬВА. Дорога вынесла нас на высоту птичьего полета. Огромное
небо и синие горы по всему горизонту. Вскоре мы вышли на шоссе
Кизел - Верх-Косьва. Бабиновка идет справа от тракта, и они вместе
приводят к поселку Верх-Косьва.
По западной его окраине проходит граница Пермской и Свердловской
областей.
***
Примерный километраж 600 км из них около 400 км асфальт и 200
км грунтовки разной сложности.
Примерный временной график:
с 1 июня по 10 июня
- Прием заявок (в офисе Пермского внедорожного клуба по адресу:
Пермь, ул. Г. Хасана, 41. Тел.: 245-60-77. Или по электронной
почте: off-road.perm@inbox.ru
Организационный сбор 500 руб с автомобиля/экипажа
11 июня
17:00 - Выезд от офиса Пермского внедорожного клуба
22:00 - Расчетное время прибытия на стоянку №1 "У горной
речки". Установка лагеря. Товарищеский ужин. Ночное общение
под шум небольшого переката.
12 июня
__:__ - Подъем под громкое щебетанье птиц. Встреча рассвета. Купанье
в горной речке. Завтрак.
10:00 - Выезд на Бабиновский тракт. Движение колонной. Обед в
пути.
21:00 - Стоянка №2 "У незнакомого места". Установка
лагеря. Товарищеский ужин.
13 июня
10:00 Продолжение начатого в предыдущий день и выезд на Верх-Косьву
Осмотр "достопримечательностей" оставшихся с прошлых
времен. Обед в пути. Движение в сторону стоянки №3 "На краю
земли". Установка лагеря. Товарищеский ужин. Свободное время.
14 июня
Утро. Слушаем стереофоническое пение кукушек и незабываем считать
куки
(сколько километров назад домой в Пермь, должно быть не менее
300 куков). Подъем. Плотный завтрак. Выезд обратно в Пермь.
***
Однажды на Бабиновской дороге сломалась ось.
Огляделись, пусто, местность неприютная, никого нет. Раньше, говорят,
от Соликамска до Верхотурья и дальше в Сибирь ходили мимо Чердыни,
поднимались по реке Вишере и уже там через Камень направлялись
в Лезву-реку, это ею уже в Туру, потом Тавдою вниз до Тобола,
и везде, говорят, можно было какую-никакую церквушку встретить,
поставленную мужикам за их благочестие, а уж кузницу и кузнеца
непременно, а здесь…
Иван растерялся.
Орали лягушки. Шел дождь.
- Распрягать? - спросил кто-то из гренадеров.
Господин Чепесюк молча, но запрещающе мотнул головой.
Господин Чепесюк подошел к подводе, заставил гренадеров слегка
приподнять ее, сам нашел запасную ось и сам заменил ее - без помощи
кузницы, считай голыми руками. Потом снова влез в свой возок,
не ежась зябко, как все, от измороси. И спал себе в возке как
самый простой мужик, его даже будить не хотели. Но на очередной
станции смотритель язвительно ухмыльнулся в ответ на слова гренадеров
о свежих лошадях:
"А нет лошадей. Ускакали лошади. С фельдъегерем ускакали".
"Да разве не извещали тебя о нас?" - грозно спросил
Семен Паламошный.
"Да кто ж известит? Сибирь здесь".
Анкета участника здесь
|