Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ



КУБОК УРАЛА И СИБИРИ ПО ТРОФИ-РЕЙДАМ: ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ БОЛЬШОЙ ГОНКИ, ИЛИ КРЕЩЕНИЕ НОВОБРАНЦЕВ

Интервью с Алексеем Барканом

"Мы катаемся уже второй год. После ухабов, триалов, "Телеком-Трофи" это наше первое большое испытание".

На "Телеком-Трофи 2006" мы выступали в рейде. Машина была подготовлена под ТР-3 и по техническим причинам не попадала в нужную категорию, так как у нас большая резина. Тогда мы поставили маленькую резину, ее дали мне в клубе, за день до соревнований. И мы на этой маленькой резине (32 дюймовой) участвовали в рейде. Гонка длилась часов шесть... и большое впечатление, в тот момент, произвел на меня Владимир Лазуков. В рейде мы должны были ехать двумя экипажами. Вот почему, мы поехали с Владимиром. На соревнования, как бывалый спортсмен, он взял с собой вместо цифрового фотоаппарата мыльницу, вместо GPS - компас. Но, я был впечатлен в плане его тактико-технической характеристики и общего вождения. В тот момент я много для себя понял. И как водитель с двадцатилетним стажем, который отъездил всю Европу, пол России, я понял, что вообще ездить не умею. Владимир мне показал, как нужно ездить. И это было только начало... Мы поняли, что машину нужно готовить серьезно. И после нашего первого "Телеком-Трофи" стали изобретать что-то из УАЗика. После, поняли, что доработать его до приемлемого состояния будет сложно, и решили, взять машину со следующими характеристиками: как минимум дизельный двигатель. И купили "TOYOTA LAND CRUISER 70" уже специально подготовленный для трофи-рейдов и участвовавший в соревнованиях.

"Вогульские Дебри 2007" произвели на меня огромное впечатление. Меня поразил сам масштаб соревнований, количество участников, машины, как что у них устроено, было на что посмотреть. В жизни есть несколько этапов: например, человек сходил в армию, первые прыжки с парашютом... И это соревнование, в котором участвовали знаменитые спортсмены российского уровня, для меня сравнимо, как первые прыжки с парашютом. Конечно, это немного другие ощущения, они скоротечные, мимолетные, а здесь соревнования в течение трех суток. Вернее, четырех для меня все затянулось намного дольше.

К соревнованиям готовились мы достаточно долго. Все началось с того, что на последних соревнованиях на "Весеннем Ухабе" мы убили двигатель. Самый лучший не убиваемый двигатель мы все - таки убили. Буквально перед соревнованиями пришел новый двигатель, мы его поставили. И не успели обкатать. Наша машина подверглась полной разборке - переборке. Пришлось купить новые кевларовые тросы, лебедки. После соревнования я пришел к очевидному выводу, что мелочей в подготовке нет. Машину нужно готовить серьезно. И все что могло сломаться, сломалось, а то, что не могло сломаться сломалось все равно. И по этому, мелочей однозначно нет. Для нас это было хорошей школой, где мы это все вынесли и прошли.

Что касается соревнований, СУ-1 дался нам достаточно легко. В итоге, мы заняли четвертое место в своей категории. При чем, мы ездили аккуратно. Я берег машину, как мог, у нас были проблемы с задними пружинами, они периодически вылетали. Очень аккуратно мы взяли водные преграды и все точки, практически, без лебедок. СУ-1 прошли легко, машина вела себя отлично.

Второй день начался отлично. Мы были в приподнятом настроении. После первого дня, мы были уверены в себе и машине. Чувствуя плечо товарища. Мы все шли по одному маршруту. Периодически встречали коллег из Екатеринбурга, останавливались на небольшие перекуры вместе. Потом, в какой-то момент. Где-то на седьмой точке. Там встало в очередь шесть машин, когда мы подъехали, то были седьмыми. Судя по звуку ревущих моторов, здраво оценив ситуацию, я понял, что становиться в очередь нет смысла. Мы решили отклониться от маршрута, обойти их, пусть даже получим пенализацию. Нам пришлось форсировать реку с достаточно крутыми берегами, удалось это сделать достаточно успешно. Так мы всех объехали и вернулись на маршрут. Нам пришлось второй раз переехать реку, и здесь не хватило опыта, мастерства. Машина хорошо подготовлена: мощный двигатель, хорошая резина, наличие всех блокировок. Но, при отсутствии опыта и мастерства мы сломали переднюю ось и провернули шпильки. Не правильная эксплуатация блокировок привела к поломке, даже такого "автомонстра". Не подумав, я начал делать какие-то резкие движения, при этом упираясь в берег. И нет чтоб, снять сендтраки и спокойно выйти на лебедке, не мучая при этом двигатель и подвеску. В результате, сначала я перегрел двигатель. Затем, на блокировках пытался забраться на берег, в итоге, свернуло шпильки и, машина осталась на трех колесах. Но, и в таком состоянии мы продолжали двигаться вперед. Прекрасно понимая, что на трех колесах гонку нам не осилить. Решили доехать хотя бы до ближайшего спецучастка.

И как я уже говорил, в серьезной подготовке мелочей не бывает. Уезжая на сутки, мы взяли с собой немного водички что-то там покушать. Палатку решили не брать в принципе, да и зачем спать на соревнованиях. Но, на всякий случай бросили в машину спальники. В лесу мы немного заблудились, оказались на болоте. Где машина на месте не стояла, ее плавно засасывало под воду. Когда стало темно, мы поняли, что уже примерно часа два ночи и придется как-то переночевать. Сначала во спасение хотели пешком разведать территорию, осмотреть окружности но, в темноте это не возможно. У нас заканчивалась вода, да еще и референты от комаров потеряли. Ситуация была плачевная: ночью на болоте, без палатки, без отравы от комаров. Пытались положить пенки, чтоб на них спать, они уходили под воду. Спать мы не могли, промучились час. Кое-как разожгли костер. Снова час пытались заснуть, комары дружной стаей просто поднимали нас на крыльях над землей. Это был настоящий кошмар. Нас даже не спасли последние капли коньяка. В четвертом часу утра начало светать. Мы решили больше не мучаться, а искать дорогу обратно. Оставили машину. Побродили по округе километра четыре, может пять, нашли верный путь. Решили на машине двигаться на нужную нам траекторию в сторону СУ3, СУ4. А ехать нужно на трех колесах. Ранее, когда нас обгонял Андрей Будин, он кричал из машины: "Ребята! Травите колеса". И мне говорили об этом все. Но, для меня это психологический момент. Да, вроде и так там 0,5 или 0,3 давление было. А нужно было еще травить. Мы ошибочно шли по болотам на высоком давлении. Потому и периодически зарывались, лебедились и в результате, посадили два сто двадцатых аккумулятора. Исход таков: мы остались на болоте на трех накаченных колесах и без аккумуляторов. Чем дальше, тем хуже мы пытались заряжать аккумуляторы от двигателя. Начал кипеть тосол и двигатель перегрелся. Мы пытались заливать его водой из болота. Оказывается, у этой болотной водички есть название - "рассол". Ко всему, у нас закончилась вода. Я никогда в жизни не понимал, что вода такой ценный продукт. Еда была, но, в течение суток мы к еде даже не прикоснулись. Нас так сильно мучила жажда, что мы откупорили бочек омывателя стекол и с удовольствием отведали от туда воды. И это было замечательно! А в двигатель мы просто лили воду из болота. Промаявшись еще часа три, кое - как подзаряжая аккумуляторы. Выбирались из болота и снова обратно садились. В итоге поняли, что машину придется здесь оставлять и пешком идти в лагерь. Уходя в леса, мы и подумать, не могли, что нужно брать с собой деньги, кредитные карты. Соответственно, у нас не было ни копейки. Но, я случайно взял с собой телефон. А зарядки не было, так что и батарея телефона была на исходе. Предварительно несколько раз, искупавшись в болоте выше пояса, километров двенадцать шли пешком. При этом, была жара, обилие комаров эмоциональное состояние было отвратительное. По GPS пытались понять, где находимся в данный момент. От Асбеста были, примерно, в пятнадцати километрах. Дорога к городу проходила по болоту, а по GPS и по карте этого не видно. Сложно сказать, как мы дошли, практически на автопилоте при полном отсутствии воды, еды и солнце уже встало, жара. Мы увидели какие-то строения, для меня это было как мираж. А мы грязные в комбинезонах. Когда я увидел настоящее такси с шашечками, я просто лег на дорогу. Остановил машину, пытался доступно объяснить водителю кто мы и откуда. Таксист не мог понять как это мы оттуда, там же дорог нет. Мы долго объясняли, что мы по дорогам не ездим. Таксист был в недоумении, и зачем мы там тогда вообще ездим. Но, мы же спортсмены и соревнования у нас такие. По лицу таксиста было видно, что за нормальных он нас не принимает. Но, тем не менее, отвез нас на автовокзал в город Асбест бесплатно. На автовокзале нас приняли в круг местных бомжей. Выглядели мы так: сняли грязные ботинки, выставили ноги с мозолями, разложили на просушку свои вещи, при этом, не снимая касок с головы. К тому моменту они практически вросли в голову. Мы начали переговоры с таксистами. До лагеря нужно было дать около ста пятидесяти километров, через Екатеринбург и денег у нас не было. Один таксист согласился нас отвезти при условии, что в лагере мы обязательно заплатим. Когда я попал в цивилизацию, то выпил в раз два литра воды. Все остальное меня мало интересовало, но, все еще было впереди. Меня очень угнетало то, что я в лесу оставил машину, лучше бы я там с ней остался.

Мы позвонили в базовый лагерь, сказали, что мы есть и скоро приедем. Нужно отдать должное ребятам, которые в нашем Внедорожном клубе, той взаимовыручке. Когда мы приехали в лагерь, нас ждали. Все готовы были ринуться нас спасать. Одни отдали последние деньги, другие - аккумуляторы. Все уезжали домой, а нам пришлось возвращаться за машиной. Брать фуру, на которой мы перевозили автомобили. И нужна была такая же трофийная машина, которая могла бы нас из болота вытянуть. По поводу клуба, я хочу сказать: Трофи-рейды самые честные соревнования. Я имею в виду, участие и участников. Наши чемпионы - Алексей Кузнецов, Сергей Валеев. Я видел на сайте, по рейтингу они стоят на первом месте в своей категории. И стоят они не просто так, здесь случайностей не бывает. Пообщавшись и поездив с ними около полутора суток, по лесам и болотам, для себя я сдвинул грань технических возможностей машины, и психологических, эмоциональных возможностей человека. Причем, для них это все обыденно. Складывается впечатление, что они просто могут пить воду из болота, спать на земле и делать такие вещи, которые для меня в обычной гражданской жизни за пределами возможного. Ребята просто творили чудеса. В категории ТР1 проехали там, где, по моему мнению, просто пройти не возможно, да еще легко вытащив мою машину. Хочу сказать об Алексее Наугольных, он просто Универсальный солдат. Он может все! Я понял, что по сравнению с ними я просто ребенок в этой жизни. А я считал себя крутым перцем, который знает все. У меня были все машины, от "копеек" до последних "Ланд Крузеров", я перебирал их как механик. Я понял, что в этой жизни многое не знаю, и много еще мне предстоит познать. Жизнь на соревнованиях отличается от жизни здесь. На соревнованиях все по честному - ты, машина и природа. Есть борьба, кто кого покорит. Удача здесь, безусловно, присутствует. И говорят, удача - это награда для сильных. А если ты дурачок и пошел на авось, то навряд ли удача тебе улыбнется. А если даже тебе повезет, то все равно можно споткнуться на своих следующих ошибках. Я думаю, надеяться на удачу никогда не стоит.
Как мы выезжали и как мы заночевали в городе Краноармейске - это отдельная тема. Мы открыли для себя новый город, и город открыл нас. Я практически вытащил из постели главу города полупьяного и в халате. Объяснил ему ситуацию. Нужно отдать ему должное, он поднял полгорода, снарядил машины в наше спасение. Правда, спасательные машины ЗИЛы мы засадили в первом же болоте. И поняли, что это бесполезно, нашего монстра можно вытащить только подобным ему. В процессе того, пока нас тащили из болота, провернуло шпильки на левом колесе, в результате оборвало рулевые тяги, после оторвало правое колесо. Но, машина еще могла передвигаться на заднем мосту. Трофийные машины очень живучие, у них большой запас прочности и даже я не смог сразу убить ее до конца, со всей моей дуростью. Последние пять километров машину постыдно тащили задом вперед. Ее просто жестко привязали к машине Валеева и Кузнецова. В тот момент Наугольных Алексей по отцовски положил мне руку на плечо и обреченно сказал: "Леха, прости. Но, другого выхода у нас нет. Либо мы бросаем машину здесь, либо как-то вытаскиваем. Но, вытаскиваем". Идти можно было ходом, не останавливаясь. И представьте себе картину: одна машина идет передом и волочит другую, которая задом, у которой нет одного переднего колеса. Ходом это значит что все деревья, пни и буераки они все мои. Я пытался что-то сделать полезное, сидел в машине и подгазовывал, чтобы легче было тащить. После последнего пятого удара о дерево сложившуюся ситуацию я принял как должное и просто обреченно закрыл глаза. Как мы завозили машину по сходням, без двух колес и пружин - это были чудеса технической мысли. Парни проявили невероятную смекалку. И ни один иностранец, предположим, немец со всеми их суперпупер автомобилями не смогут до такого додуматься. Два автомобиля передом просто связали жестко лебедками и на сходни они заехали вместе.

Выезжали мы глубокой ночью следующего дня. Должны были приехать в воскресенье, а приехали во вторник ночью. Наши соревнования несколько затянулись.

Я хочу сказать, ни капли не жалею о том, что произошло. В эмоциональном плане, в человеческом отношении, в тех людях я получил огромное удовольствие. При чем, пока мы ехали туда и на следующий день мне многие звонили, спрашивали как у нас дела. Люди действительно искренне переживали за нас. Ринат Хабибуллин позвонил раза четыре, спросил, как мы доехали. И звонил на следующий день. Чувствуется искреннее участие людей, которые состоят в клубе. Существует определенная атмосфера в клубе, которая объединяет людей. Ты понимаешь, что тебя не бросят в трудной ситуации. Я уже и сам готов прийти на помощь в любое время дня и ночи. Я очень благодарен отдельным нашим товарищам. Тем соревнование интереснее становится, когда ты понимаешь: на самом деле каждый идет в личном зачете и все мы соперники, но, команда. И это здорово. Я не знаю, есть такие отношения в других городах. Мне кажется, что нет. Я почувствовал это по отношению, по разговорам.

Какие Ваши дальнейшие планы?

Я собираюсь на соревнования "Телеком-трофи 2007". Тем более, дома и деревья помогают. И главное, нужно как можно больше участвовать в соревнованиях, тренироваться и с этим приходит опыт и мастерство. Послушать разговоры, прочесть что-то в интернете это одно, а проехать самому не так-то просто. Мне понравилось, как Шураков Алексей сказал: "Просто ездишь, ездишь и ездишь, участвуешь в соревнованиях и в какой-то момент начинаешь понимать, что у тебя машина едет. Тогда ты на ней просто ездил, а теперь она сама по себе едет". Сам, не замечая этого, приобретаешь какой-то опыт. К сожалению, в силу занятости, плотного рабочего графика, не возможно участвовать во всех соревнованиях. И плюс после каждого соревнования пока восстанавливаешь машину и прочее. Мне нужно работать над техникой вождения. А работать можно только путем участия в соревнованиях. Ухабы, триалы не дают такого опыта, как трофи-рейды. Ухабы, триалы там все быстро, мимолетно и нет времени подумать, как лучше проехать, тем более в предстартовом ажиотаже. Мне нравятся Трофи-рейды, они растянуты по времени, есть время спокойно обдумать ситуацию. И чувствуется связь с природой, когда ты с ней наедине есть возможность посоревноваться. Я снова хочу сказать, нам со штурманом есть чему учиться. Ни я, ни он до этого не имели достаточно опыта. Перед Трофи-рейдом штурман взял OZI несколько ночей основательно изучал программу. Мы долго закачивали точки, треки, пока не пришел Александр Постаногов. Он нам помог, сами мы бы не смогли. По этому, нужно и точки учиться закачивать.

Очень многое зависит и от команды водитель - штурман. Мой штурман партнер по бизнесу. Мы знакомы с ним восемь лет. Спортивную команду я сравню с командой космонавтов, должна быть психологическая совместимость. В тяжелый момент, взаимные упреки, как "Да! Ты не туда ехал!!! И совсем не туда смотрел!!!" в нашей команде таких нет. В бизнесе, проработав восемь лет, мы ни разу не поругались, то и на соревнованиях все будет в порядке. Тем более, что ни он, ни я опыта не имеем. Мы вместе только учимся на своих ошибках. И мне очень интересно - это как в болоте засасывает. Я очень люблю машины. Они для меня - это отдельная строка в жизни. Даже жена меня к ним ревнует. Я с детства болел машинами. В пять лет, знал все правила. У меня папа был начальником транспортного цеха на большом заводе. И я пропадал в гараже с шоферами в курилках. Слушал шоферские байки мужиков пропахших сигаретами и бензином.

Что можно пожелать тем, кто в первый раз поедет на трофи?

Самое главное нужно понять для себя, нужно это тебе или нет. Я думаю, в клубе случайных людей нет. После первых трудностей случайные люди отсеиваются.

В целом, не нужно ничего бояться. После нескольких соревнований я понял, что мои представления о технических возможностях автомобиля очень сильно продвинулись вперед, и тем более человеческие возможности. Я понял, на что способен человеческий организм и мастерство водителя. По этому не нужно бояться. Это как после первых "ушей" перестаешь бояться переворотов. Один раз я перевернулся целых два раза. После этого страх перевернуться вновь я не испытываю. Еще раз повторяю, не нужно ничего бояться. Но, должна быть осторожность и здоровый страх, который мобилизует силы. Не паника, не сковывающий мысли и тело, а тот, что дает впрыск адреналина, концентрацию внимания и открывает потенциал человеческих возможностей. Но, если попал на соревнования, почувствовал их вкус, то это будет преследовать тебя до конца жизни. Переходя из одного класса в другой. Как не бывает бывших разведчиков, так не бывает бывших джиперов. Может, я говорю несколько пафосно, но, так оно и есть.

Хочу сказать о клубе. Там собрались люди не только объединенные одной идеей. Это называется террариум единомышленников. Люди подобрались по какому-то признаку. Поэтому мы все конкуренты, все соперники. Но, ни кто, ни кому не проколет колесо, не подложит что-либо. Все тебе помогут, даже в угоду своему времени. И это здорово!

 
на главную
  вверх