Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ЭКСПЕДИЦИИ


ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПЛАТО МАНЬПУПУНЁР

В начале марта пермские экипажи совершили восхождение на плато Маньпупунёр. В экспедиции приняли участие: Белобров Виталий, Васильев Андрей, Саиетов Радик, Ширинкин Андрей, Мовренков Андрей. Публикуем интервью с одним из членов экспедиции, Виталием Белобровым.

О местонахождении плато:

На карте написано Маньпупунёр через "ё". Его местонахождение [плато] уже за границей и Пермской области и Свердловской - граница Тюменской и Ханты-мансийского округа. Идет большой Уральский Хребет вокруг него различные "выросты", которые к нему не примыкают они и называются плато, одно из плат и есть Маньпупунёр.

Об особенностях:

Чем оно примечательно? Тем, что там находятся столбы, рулеткой не мерили, но высотой примерно с пяти- семиэтажный дом. Причем такое можно мало, где увидеть выросты бывают похожей конструкции, но они не имеют такого размера как здесь. Это место признано священным у многих поколений тех жителей Ханты-мансийского АО, но это, правда, только по слухам.

О выборе именно этого места:

Как узнали про него? Туда туристы ходят уже очень много лет, кто как, может на машинах ездят, но дорог там нет, это точно. Есть такое место оно достаточно далеко и поэтому решили его посетить.

О истории покорения плато, год 2004
:

История его покорения была следующая: мы знали, что люди из Екатеринбурга, там тоже есть внедорожный клуб, ходили туда на снегоходах в 2002 году, в Интернете есть и маршруты и точки, как они шли, но мы поначалу думали как с Пермской области туда попасть и в 2004 году два раза делали попытку дойти до него: доезжали до самого северного поселения области: это село Черепаново, доезжали до туда на машинах, разгружались и пробовали на снегоходах, первый раз мы приехали там от села Черепаново до села Бердыш 30 километров. Недели через две решили съездить еще раз. Это расстояние прошли уже быстро и выехали на речку Унья. По речке Унья наша задача была дойти до Уральского хребта.

Снегоход это такая техника, которая только кажется что может ездить по любому снегу, на самом деле это абсолютно не так, она очень зависит от погоды. Поэтому приходилось под погоду подстраиваться.

В данном случае погода не получилась, поскольку на реке была страшнейшая наледь. Сам снегоход пустой еще мог передвигаться, но так как необходимо топливо приходится еще тащить за собой сани, а с санями он по наледи ехать не может. Мы сначала с санями мучались по этой реке - не получается, потом без саней мучались, идет вроде, но бензин же надо где-то брать, туда-сюда возвращаться. Ну не как не получалось проехать всю эту реку [Унью] до хребта. В итоге мы в верховья этой реки вышли, но бензина осталось только на обратный путь. Осталось километров 30-40 до хребта, не до Маньпупунёр. Мы вернулись обратно.

О истории покорения плато, год 2005:

На следующий год мы с Радиком поехали вдвоем [Саиетов Радик и Виталий Белобров] через Свердловскую область, но пути свердловчан мы с собой не взяли, хотели пройти своим путем - пошли с села Бижай. Погода была нормальная. Вышли на хребет, за день по хребту прошли 25 километров, до Маньпупунёр оставалось километров еще 70, но, если бы погода оставалась такой же мы бы и вдвоем до него доехали. На следующий день была такая погода - лыжи у снегохода видно очень с трудом. Двигаться по горам в такой ситуации очень трудно. Поскольку мы были всего лишь вдвоем - решили разворачиваться обратно, да и время уже поджимало. По GPS двинулись обратно в такую погоду, если туда мы ехали полдня, то обратно уже день. Опять попытка была неудачная.

О покорении плато другой командой, год 2006:

Есть такой Кочетов Дима, он новичок в снегоходном деле, но упорства и целеустремленности ему не занимать, он собрал себе команду 5 человек на 3-х снегоходах и они решили тоже покорить Маньпупунёр. Приехали, первый раз попробовали по реке Ауспия, у них это не очень хорошо вышло - один снегоход поломали, отвезли его в Пермь, там починили, но надо учесть что это здесь все просто и быстро а от Перми до того места, где разгружаешься на снегоходе - 750 километров, причем 50 км - грунтовая дорога, местами нечищеная. После починки снегохода они поехали еще раз. По другой дороге. Теперь чтобы выйти на хребет, нужно было проехать 12 километров по старой тропе, по ней когда-то в Ханты-мансийском АО гоняли оленей.

Дороги остались от времени когда там были лагеря. По оставшимся дорогам можно доехать до одной избушки, далее дорога идет через три горы, как будто бы, участок 12 км, не очень высоких, но это горы. Подняться/спуститься, и все это по лесу, дороги как таковой нет - есть только зарубки на деревьях, и вот эта первая бригада [Кочетов Дима c друзьями], которая проехала перед нами четыре дня пробивала эти 12 км. Снег был высокий, местами в рост человека и снегоход в гору-то не очень. Иной раз даже им приходилось ехать так - два человека идут перед снегоходом, пробивают наст и только за ними двигается снегоход. После этого горы - покрытые снегом вершины, где-то крутые, где-то не очень, за счет того, что ветер и солнце снег там достаточно плотный, снегоход едет легко, но они не идеально ровные, а напоминают пустыню барханов, а местами, где вершинки - там голые камни, острые и поначалу было страшно за технику, но все нормально проехали. Начав движение по горам они дошли до горы Отыртэн, одна из самых высоких гор хребта 1234 м, они на нее забрались, но дальше продолжать движение у них не было возможности, была плохая видимость, метров 50 вперед всего. После, они развернулись и уехали обратно.

О покорении плато, год 2006:

И вот на этих зековских дорогах мы [две команды] и встретились мы поехали вперед, покорят Маньпупунёр, а они, удрученные, поехали назад. Они на самом деле дорогу пробили, мы бы много времени потеряли на этой дороге, и может быть даже не дошли туда, куда нужно. То что они четыре дня били мы за два часа преодолели, выехали на хребет, оставили там сани с бензином, переночевали в избушке и наутро поехали. Прицепили санки и мчимся по хребту, проходим путь до горы Отыртэн и у нас начинаются проблемы как опускаться, подняться мы поднялись, а спускаться - видимость ограничена 50 м. Даже по карте непонятно было как спускаться - вроде бы по карте пологий спуск, подъезжаем а там какие-то метры вообще отвесно. Не как не можем спуститься с этой горы. Нас уже стали брать сомнения - сможем ли мы дойти или нет. И тут Радик [Саиетов] высказал предположение - давайте спустимся на реку, переночуем и подумаем. Вот мы спустились на реку Ёлима. Все северные реки берут начало с гор, красиво выглядит сверху, как эта река начинается, то есть идет гора, заканчивается, потом идут два перелеска, впадинка и дальше уже пошла река, в нее заезжаешь - елочки сначала реже, реже, потом чаще, чаще… Мы спустились на эту реку, а поскольку уже в прошлом году опыт был, я [Виталий Белобров] не верил, что можно по этой реке пройти. Поэтому предложил обойти гору, с утра, в полной боевой готовности, поскольку я инициатор - я первый, но видимость стала еще хуже - не видно ничего практически. И на выходе с реки, мы заходили справа, а проложенный мой путь пролегал налево, этот момент я не учел немного, а здесь оказалось круто, и в результате я с разгону начал влетать в гору - ощущение - едешь в полное молоко, не видно какой там уклон, большой или маленький, чувствуешь уклон-то вроде большой, думаю нельзя останавливаться - газую, каким-то образом у меня уже снегоход вверх гусеницей лежит, я под ним - ногами его чуть придержал, стекло сломалось. Друзья подлетели, снегоход обратно поставили, развернулись и решили, что по горам лучше без видимости не ездить.

Приехали обратно к палаткам, поникшие думаем что дальше делать. Возникло предложение маршрут изменить не по хребту, а в объезд. Решили двигаться по речке [Ёлима] до пересечения с Печорой, потом поворачиваем на Печору и двигаемся по ней до плато Маньпупунёр. Созрел вот такой план, но осуществим, он или нет - мы не знали. Стали его притворят в жизнь - за первый день прошли километров 7, постоянно - то в реку провалимся, то снег не держит - это учитывая то, что снегоходы пустые, правда, когда проделаешь путь пятью. Снегоходами - сани уже можно протаскивать. В конце дня разбили палатку и у нас опять удручающее положение - в горах ехать невозможно - видимости нет, по реке тоже получается невозможно ехать, поскольку проваливаешься и 7 км в день - это куда мы уедем? Но сидеть и ждать погоды тоже глупо. Решили продолжать по реке. На следующий день еще 2-3 километра помучались, а потом наст изменился и стал держать снегоход. Буквально за два часа долетели до перекрестка, где эти речки [Ёлима и Печора] пересекаются. На этом перекрестке - избушка с баней. Вернулись обратно, собрали палатку, все собрали и вернувшись переночевали в этой избушке. С утра уже налегке, без саней двинулись по Печоре вверх. Вначале хорошо, но потом попали на такое место снегоход не едет лужи вверх, а сам проваливается - не одни снегоход там не ехал. Что приходилось делать - выпазишь, обтаптываешь его, проезжаешь 5-10 м, и он опять как свечка встает. Ехать дальше нельзя. В результате приняли решение - разгрузили один снегоход полностью - убрали из него совсем все, облегчили максимально, приходилось чистить подвеску. В результате он немного утрамбовывал снег, остальные за ним двигались. Этот участок был километров 5. За этот день мы не дошли до захода на Маньпупунёр буквально километра 4. На следующий день двинулись дальше - есть такая просека, Вологодская грань на карте надписано, с хребта очень хорошо видна. Поднялись на хребет - там уже по горам легко все, доехали до плато, посмотрели столбы, очень красивое все. Повернули обратно и двинулись в обратный путь. В результате восемь дней на снегоходах, три ночи в палатках, остальные - в избушках. Путем неоднократных попыток мы все-таки покорили, но место стоит того, чтобы туда съездить, потратить какие-то труды, выглядит величественно.

Михаил ШАРДИН. Фото: Виталий БЕЛОБРОВ, Андрей ВАСИЛЬЕВ, Радик САИЕТОВ, Андрей ШИРИНКИН.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Для просмотра увеличенного изображения фотографии просто щелкните по ней левой кнопкой мыши - изображение откроется в новом окне.

фото   фото
фото   фото
фото   фото
фото   фото
фото   фото
фото   фото
фото   фото
фото      фото
 
на главную
  вверх