Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ

У каждого мужчины свой неповторимый характер, у каждой машины свой неповторимый характер, но есть нечто, объединяющее их в единое целое. Мужчина на Mercedes. Какой он? Вежлив, роскошен, нетороплив, настоящий джентльмен. Мужчина на джипе - весельчак, надежный друг. Не склонный ограничивать себя рамками, он всегда и везде стремится быть первым. Свобода - его главная ценность. Конечно же, джипы бывают разные, однако, даже тот же неказистый с виду УАЗ скрывает натуру неисправимого романтика и путешественника. Охота, рыбалка, туризм - этим не ограничивается джиперская тематика.

Думаю, философия свободы заключа- ется не в свободе выбора и не в сво- боде от обстоятельств и обяза- тельств. Свобода - это внутренний стержень, который заставляет дви- гаться вперед, преодолевая любые трудности. Это свобода "для", а не свобода "от". Неудивительно, что философия свободы нашла свое активное выражение в off-road дви- жении. Это особый мир, мир людей с похожим мировоззрением и сходными увлечениями, но всех их объединяет одно - активная жизнь, возможность по-настоящему отдохнуть душой, выбросить адреналин и получить новый заряд энергии.

Пермский внедорожный клуб - одна из немногих организаций, представляющая off-road в нашем регионе. Его неофициальная история началась с 1998 года - с первых "Уральских ухабов", сейчас клуб насчитывает несколько десятков профессионально подготовленных машин, способных конкурировать на чемпионатах и кубках России. Уже год как существует команда "Пермский край" для участия в общероссийских трофи-рейдах.

Что же представляет собой современный off-road? Есть несколько дисциплин с соответствующими соревнованиями: триал, джип-спринт, ралли-рейды, трофи-рейды, экспедиции.

Триал - самая зрелищная из внедорожных дисциплин, экипаж должен пройти заранее подготовленную трассу по сильно пересеченной местности, включая зону диагонального вывешивания колеса, крутые подъемы и спуски, задача - пройти максимальное количество ворот за определенное время (трасса представляет собой коридор, либо свободное прохождение ворот на усмотрение штурмана).

Джип-спринт - динамичная кольцевая попарная (дуэльная) гонка на неболь- шой дистанции.

GPS-ориентирование - одна из глав- ных внедорожных дисциплин. Задача экипажа сводится к нахождению по географическим координатам (спут- никовая навигация GPS) контрольных пунктов за отведенное время. Каж- дый КП имеет свой "вес", выраженный в часах и зависящий от сложности прохождения трассы. Чемпионат и первенство России по трофи-рейдам проводятся в режиме GPS-ориенти- рования. Результат вычисляется из суммы времени на трассе и штраф- ного времени за не взятые КП. Соответственно, выигрывает экипаж с наибольшим количеством взятых КП и самой маленькой суммой затраченного времени.

На счету Пермского внедорожного клуба около десятка соревнований - уже два года подряд летом проводится триал, осенью-GPS-ориентирование "Телеком-трофи", зимой - ориентирование на снегоходах, с недавних пор ПВК принимает активное участие в подготовке и организации "Уральского ухаба". В мае 2005 года стартовал новый сезон 4х4: первенство России по трофи-рейдам проводится в Уральском регионе и состоит из 4 этапов, последний и решающий из которых впервые принимает Пермь (16-18 сентября).

Для обыкновенного обывателя нет большой разницы между джипом и настоящим внедорожником. А между тем, разница огромная, и не только в понятиях. "Боевые кони" бывалых трофистов - предмет их постоянной гордости и белой зависти окружающих. Не один год пройдет, пока джип превратится в настоящего монстра. Пройдя долгую эволюцию развития, откатав не один сезон, претерпев многочисленные метаморфозы, джип из городского жителя становится завсегдатаем гор, лесов, полей и рек и только тогда начинает носить гордое название "внедорожник".

Все машины, участвующие в трофи-рейдах общероссийского уровня, делятся на 3 класса - ТР1, ТР2, ТРЗ - отличаются они подготовкой и удаленностью от стандарта, если ТР1 - стандартный автомобиль, то ТРЗ - прототип свободной конструкции, и уже трудно догадаться, какой машина была в самом начале. В чемпионате России из-за сложности трассы принимают участие только автомобили ТР2 и ТРЗ, в первенстве России - все 3 зачетные группы.

2004 год стал для многих пермских экипажей стартом и началом пути, периодом накопления опыта. Машины постоянно переделывались, доделывались. Секретами "монстростроения" делятся активные члены клуба и постоянные участники трофи-рейдов.

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ

Секретом делится "Кулибин" автосервиса "Шпальный" Михаил Зениаттуллин.

На данный момент это самая подготовленная из "Нив". Многое делали методом проб и ошибок. Сначала занимались мотором, из объема двигателя 1,9 объем стал 2 литра, двигатель сначала был карбюраторный, потом поставили два карбюратора, сейчас двигатель инжекторный. Выхлопная система прямоточная, которая увеличивает мощность двигателя. Передняя подвеска: увеличен ход подвески, спаренные амортизаторы на каждое колесо, ступенчатые подшипники на передних колесах. Задняя подвеска: двойные амортизаторы, балка заднего моста усилена. Спереди и сзади самоблокирующиеся дифференциалы.

Гидроусилитель руля, воздухозабор- ник (шноркель), мощная защита дви- гателя, специально сделано место под лебедку (DV 9000). Полтора года назад поставили каркас безопаснос- ти.

Колеса 29 дюймов, пороги усилены, обрезаны реактивные тяги на задний мост, усилены растяжки на осях нижних рычагов передней подвески. Недавно поставили дополнительные вентиляторы, установили радиостан- цию.

Однако есть еще слабые места: гнет рулевые тяги.

ЭВОЛЮЦИЯ "МОНСТРОСТРОЕНИЯ"

Этот автомобиль появился у нас в 2000 году. Обычная заводская комплектация с 3-х литровым двигателем и гражданскими мостами. Основным назначением машины были поездки в прекрасные уголки нашего края. Следующим этапом был первый для нас "Уральский ухаб". После первых "проб" возникло желание сделать с автомобилем что-нибудь, после чего он мог бы одновременно и "летать" по трассе, и "ползать" по бездорожью. С этим мы и обратились в одну из тюнинговых фирм Ульяновска, не найдя подобных в Перми. Тамошние мастера, выслушав наше пожелание, лихо взялись за дело. В Пермь приехал автомобиль уже с дисковыми тормозами, 5-ти ступенчатой КПП, передней лебедкой "Спрут", задней блокировкой и рядом других изменений.

Далее, окунувшись в мир оффроуда, мы приняли решение произвести очередную модернизацию: "отлифтовали" кузов и подвеску, поставили колеса большого размера, навесили экспедиционный багажник с лесенкой и "люстру", установили каркас безопасности, защиту бензобаков и порогов.

На таком аппарате мы и прикатили на первое соревнование. Это был этап чемпионата России "Кубок Суперстроя - 2003" в Екатеринбурге. Новые выводы были сделаны буквально через час после старта и ничего нового для всего мира не содержали. Нельзя одновременно "летать" и "ползать". Универсаль- ность в данном случае означает, что достичь результата невозможно ни в скорости, ни в проходимости. Пришлось выбирать, а поскольку "трофическая лихорадка" была уже в нужной стадии, то решение приняли быстро. Сначала автомобиль "потерял" багажник и лестницу, 5-ю ступень в КПП, затем пороги, а бензобаки слились в один в салоне.

После нескольких соревнований изменения были еще более революционными - мосты заменили на редукторные, отрезали заднюю часть кузова и простились с задними сидениями, поставили заднюю лебедку.

УАЗик продолжал приобретать свой боевой вид, обклеиваясь новыми слоями рекламных
наклеек и новыми вмятинами. Внутренняя начинка так же весьма внушительна: 2 АКБ, ГУР и сцепление от грузовика, в двигателе установлен "низовой" вал, а воздухозаборник выведен на крышу. Электронная начинка включает в себя современные системы спутниковой навигации и связи.

Пройдя такой путь, наш автомобиль достойно вошел в строй "монстров бездорожья", коих только в Перми уже насчитывается почти 3 десятка. Совершенству нет предела, в том числе и на бездорожье. Главное, чтобы цели были верные, а не как в начале. Так что процесс эволюции еще продолжается.

ЕЩЕ УАЗ

Андрей Будин, пилот УАЗа (автосер- вис "Амкар"), рассказывает, как они готовили свою машину. "Купили полтора года назад новый УАЗ, не знали, что с ним делать дальше, где принимать участие. Сначала хотели участвовать в ралли, покатались на "Ухабах", потом решили участвовать в трофи. Начали резать машину, сначала крылья, вставили проставки, подняли кузов, поменяли двигатель. Двигатель сломали на первой же гонке, потом постоянно ремонтиро- вали. Сразу поставили переднюю лебедку, поняли что этого мало и поставили вторую назад. Первый каркас безопасности у нас забраковали, пришлось варить его заново, из более толстых труб. Купили рацию для связи. В 2005 году поставили новые 36-дюймовые колеса, которые принесли победу сначала на "Ухабе", потом на первом этапе первенства России.

В 2004 году поставили блокировку на задний мост, поменяли раздаточную коробку. Перебрали почти весь передний мост, тяги рулевые постоянно ломаются и их приходится ремонтировать от гонки к гонке, в этом году обрезали крышу чтобы облегчить автомобиль: более легкий автомобиль не тонет в болоте, а трофи-рейды предполагают болотистую местность.

Наш автомобиль участвует в ТР2, потому что мосты не военные, двери не урезаны и высота между землей и мостом не превышает допустимой нормы.

Сверху стоят дополнительные фары для освещения ночью. Внутри салона два аккумулятора, увеличенный бак. Машину приходится ремонтировать от гонки к гонке, и в процессе возни- кают новые идеи - что добавить, сто убрать. Машину можно переделывать бесконечно".

Про этап первенства России: "2-е место в классе ТР2, 3-е место в абсолютном зачете. Взяли 14 КП из 26-ти, сначала у нас был лучший результат, так как с экипажем, занявшим первое место у нас было одинаковое количество взятых "точек", но позже судьи зачли им еще одну и в результате - второе место. Трасса нормальная, не сложная, "точки" в основном лесные и болотистые. По сравнению с прошлым годом - примерно все одинаково".

Ольга ФИШЕР. Журнал "Фаворит дороги" №4, 2005 г.

 
на главную
  вверх