ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ
У каждого мужчины свой неповторимый характер, у каждой машины
свой неповторимый характер, но есть нечто, объединяющее их в единое
целое. Мужчина на Mercedes. Какой он? Вежлив, роскошен, нетороплив,
настоящий джентльмен. Мужчина на джипе - весельчак, надежный друг.
Не склонный ограничивать себя рамками, он всегда и везде стремится
быть первым. Свобода - его главная ценность. Конечно же, джипы
бывают разные, однако, даже тот же неказистый с виду УАЗ скрывает
натуру неисправимого романтика и путешественника. Охота, рыбалка,
туризм - этим не ограничивается джиперская тематика.
|
|
Думаю, философия свободы заключа- ется не в свободе
выбора и не в сво- боде от обстоятельств и обяза- тельств. Свобода
- это внутренний стержень, который заставляет дви- гаться вперед,
преодолевая любые трудности. Это свобода "для", а не
свобода "от". Неудивительно, что философия свободы нашла
свое активное выражение в off-road дви- жении. Это особый мир,
мир людей с похожим мировоззрением и сходными увлечениями, но
всех их объединяет одно - активная жизнь, возможность по-настоящему
отдохнуть душой, выбросить адреналин и получить новый заряд энергии.
Пермский внедорожный клуб - одна из немногих организаций, представляющая
off-road в нашем регионе. Его неофициальная история началась с
1998 года - с первых "Уральских ухабов", сейчас клуб
насчитывает несколько десятков профессионально подготовленных
машин, способных конкурировать на чемпионатах и кубках России.
Уже год как существует команда "Пермский край" для участия
в общероссийских трофи-рейдах.
Что же представляет собой современный off-road? Есть несколько
дисциплин с соответствующими соревнованиями: триал, джип-спринт,
ралли-рейды, трофи-рейды, экспедиции.
Триал - самая зрелищная из внедорожных дисциплин, экипаж должен
пройти заранее подготовленную трассу по сильно пересеченной местности,
включая зону диагонального вывешивания колеса, крутые подъемы
и спуски, задача - пройти максимальное количество ворот за определенное
время (трасса представляет собой коридор, либо свободное прохождение
ворот на усмотрение штурмана).
|
|
Джип-спринт - динамичная кольцевая попарная (дуэльная)
гонка на неболь- шой дистанции.
GPS-ориентирование - одна из глав- ных внедорожных дисциплин.
Задача экипажа сводится к нахождению по географическим координатам
(спут- никовая навигация GPS) контрольных пунктов за отведенное
время. Каж- дый КП имеет свой "вес", выраженный в часах
и зависящий от сложности прохождения трассы. Чемпионат и первенство
России по трофи-рейдам проводятся в режиме GPS-ориенти- рования.
Результат вычисляется из суммы времени на трассе и штраф- ного
времени за не взятые КП. Соответственно, выигрывает экипаж с наибольшим
количеством взятых КП и самой маленькой суммой затраченного времени.
На счету Пермского внедорожного клуба около десятка соревнований
- уже два года подряд летом проводится триал, осенью-GPS-ориентирование
"Телеком-трофи", зимой - ориентирование на снегоходах,
с недавних пор ПВК принимает активное участие в подготовке и организации
"Уральского ухаба". В мае 2005 года стартовал новый
сезон 4х4: первенство России по трофи-рейдам проводится в Уральском
регионе и состоит из 4 этапов, последний и решающий из которых
впервые принимает Пермь (16-18 сентября).
Для обыкновенного обывателя нет большой разницы между джипом и
настоящим внедорожником. А между тем, разница огромная, и не только
в понятиях. "Боевые кони" бывалых трофистов - предмет
их постоянной гордости и белой зависти окружающих. Не один год
пройдет, пока джип превратится в настоящего монстра. Пройдя долгую
эволюцию развития, откатав не один сезон, претерпев многочисленные
метаморфозы, джип из городского жителя становится завсегдатаем
гор, лесов, полей и рек и только тогда начинает носить гордое
название "внедорожник".
|
|
Все машины, участвующие в трофи-рейдах общероссийского
уровня, делятся на 3 класса - ТР1, ТР2, ТРЗ - отличаются они подготовкой
и удаленностью от стандарта, если ТР1 - стандартный автомобиль,
то ТРЗ - прототип свободной конструкции, и уже трудно догадаться,
какой машина была в самом начале. В чемпионате России из-за сложности
трассы принимают участие только автомобили ТР2 и ТРЗ, в первенстве
России - все 3 зачетные группы.
2004 год стал для многих пермских экипажей стартом и началом пути,
периодом накопления опыта. Машины постоянно переделывались, доделывались.
Секретами "монстростроения" делятся активные члены клуба
и постоянные участники трофи-рейдов.
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ
Секретом делится "Кулибин" автосервиса "Шпальный"
Михаил Зениаттуллин.
На данный момент это самая подготовленная из "Нив".
Многое делали методом проб и ошибок. Сначала занимались мотором,
из объема двигателя 1,9 объем стал 2 литра, двигатель сначала
был карбюраторный, потом поставили два карбюратора, сейчас двигатель
инжекторный. Выхлопная система прямоточная, которая увеличивает
мощность двигателя. Передняя подвеска: увеличен ход подвески,
спаренные амортизаторы на каждое колесо, ступенчатые подшипники
на передних колесах. Задняя подвеска: двойные амортизаторы, балка
заднего моста усилена. Спереди и сзади самоблокирующиеся дифференциалы.
|
|
Гидроусилитель руля, воздухозабор- ник (шноркель),
мощная защита дви- гателя, специально сделано место под лебедку
(DV 9000). Полтора года назад поставили каркас безопаснос- ти.
Колеса 29 дюймов, пороги усилены, обрезаны реактивные тяги на
задний мост, усилены растяжки на осях нижних рычагов передней
подвески. Недавно поставили дополнительные вентиляторы, установили
радиостан- цию.
Однако есть еще слабые места: гнет рулевые тяги.
ЭВОЛЮЦИЯ "МОНСТРОСТРОЕНИЯ"
Этот автомобиль появился у нас в 2000 году. Обычная заводская
комплектация с 3-х литровым двигателем и гражданскими мостами.
Основным назначением машины были поездки в прекрасные уголки нашего
края. Следующим этапом был первый для нас "Уральский ухаб".
После первых "проб" возникло желание сделать с автомобилем
что-нибудь, после чего он мог бы одновременно и "летать"
по трассе, и "ползать" по бездорожью. С этим мы и обратились
в одну из тюнинговых фирм Ульяновска, не найдя подобных в Перми.
Тамошние мастера, выслушав наше пожелание, лихо взялись за дело.
В Пермь приехал автомобиль уже с дисковыми тормозами, 5-ти ступенчатой
КПП, передней лебедкой "Спрут", задней блокировкой и
рядом других изменений.
Далее, окунувшись в мир оффроуда, мы приняли решение произвести
очередную модернизацию: "отлифтовали" кузов и подвеску,
поставили колеса большого размера, навесили экспедиционный багажник
с лесенкой и "люстру", установили каркас безопасности,
защиту бензобаков и порогов.
|
|
На таком аппарате мы и прикатили на первое соревнование.
Это был этап чемпионата России "Кубок Суперстроя - 2003"
в Екатеринбурге. Новые выводы были сделаны буквально через час
после старта и ничего нового для всего мира не содержали. Нельзя
одновременно "летать" и "ползать". Универсаль-
ность в данном случае означает, что достичь результата невозможно
ни в скорости, ни в проходимости. Пришлось выбирать, а поскольку
"трофическая лихорадка" была уже в нужной стадии, то
решение приняли быстро. Сначала автомобиль "потерял"
багажник и лестницу, 5-ю ступень в КПП, затем пороги, а бензобаки
слились в один в салоне.
После нескольких соревнований изменения были еще более революционными
- мосты заменили на редукторные, отрезали заднюю часть кузова
и простились с задними сидениями, поставили заднюю лебедку.
УАЗик продолжал приобретать свой боевой вид, обклеиваясь новыми
слоями рекламных
наклеек и новыми вмятинами. Внутренняя начинка так же весьма внушительна:
2 АКБ, ГУР и сцепление от грузовика, в двигателе установлен "низовой"
вал, а воздухозаборник выведен на крышу. Электронная начинка включает
в себя современные системы спутниковой навигации и связи.
Пройдя такой путь, наш автомобиль достойно вошел в строй "монстров
бездорожья", коих только в Перми уже насчитывается почти
3 десятка. Совершенству нет предела, в том числе и на бездорожье.
Главное, чтобы цели были верные, а не как в начале. Так что процесс
эволюции еще продолжается.
|
|
ЕЩЕ УАЗ
Андрей Будин, пилот УАЗа (автосер- вис "Амкар"), рассказывает,
как они готовили свою машину. "Купили полтора года назад
новый УАЗ, не знали, что с ним делать дальше, где принимать участие.
Сначала хотели участвовать в ралли, покатались на "Ухабах",
потом решили участвовать в трофи. Начали резать машину, сначала
крылья, вставили проставки, подняли кузов, поменяли двигатель.
Двигатель сломали на первой же гонке, потом постоянно ремонтиро-
вали. Сразу поставили переднюю лебедку, поняли что этого мало
и поставили вторую назад. Первый каркас безопасности у нас забраковали,
пришлось варить его заново, из более толстых труб. Купили рацию
для связи. В 2005 году поставили новые 36-дюймовые колеса, которые
принесли победу сначала на "Ухабе", потом на первом
этапе первенства России.
В 2004 году поставили блокировку на задний мост, поменяли раздаточную
коробку. Перебрали почти весь передний мост, тяги рулевые постоянно
ломаются и их приходится ремонтировать от гонки к гонке, в этом
году обрезали крышу чтобы облегчить автомобиль: более легкий автомобиль
не тонет в болоте, а трофи-рейды предполагают болотистую местность.
Наш автомобиль участвует в ТР2, потому что мосты не военные, двери
не урезаны и высота между землей и мостом не превышает допустимой
нормы.
|
|
Сверху стоят дополнительные фары для освещения ночью.
Внутри салона два аккумулятора, увеличенный бак. Машину приходится
ремонтировать от гонки к гонке, и в процессе возни- кают новые
идеи - что добавить, сто убрать. Машину можно переделывать бесконечно".
Про этап первенства России: "2-е место в классе ТР2, 3-е
место в абсолютном зачете. Взяли 14 КП из 26-ти, сначала у нас
был лучший результат, так как с экипажем, занявшим первое место
у нас было одинаковое количество взятых "точек", но
позже судьи зачли им еще одну и в результате - второе место. Трасса
нормальная, не сложная, "точки" в основном лесные и
болотистые. По сравнению с прошлым годом - примерно все одинаково".
Ольга ФИШЕР. Журнал "Фаворит дороги" №4, 2005 г.
|