Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Предлагаем рассмотреть вопрос о проведении водно-моторной экспедиции по маршруту: Пермь - Северный Екатерининский канал - Пермь.

Проведение экспедиции планируется на конец мая - начало июня 2004 года с использованием личных плавсредств.

Цель экспедиции

а) привлечение внимания к неоправданно забытому историческому памятнику - Северный Екатерининский канал, "долженствовавшiй служить воднымъ сообщенiемъ прикамской и приволжской странъ съ Съверо-Двинскою и съ Архангельскомъ, или бассейна Каспiскаго моря съ Бъломорскимъ";

б) проведение гидролого-геоморфологического обследования канала;

в) осмотр состояния особо охраняемых природных территорий Пермской области, прилегающих к руслам рек Ю. Кельтма и Джурич;

г) пропаганда деятельности МУ "ПГСС";

д) приобретение опыта поисково-спасательных работ в таежной, заболоченной местности;

е) прокладка и освоение нового туристического маршрута.

Историческая справка

Мысль о сооружении канала возникла в 1721 году, именно тогда командир Уральских горных заводов В.Н. Татищев доносил президенту государственной берг-коллегии графу Я.В. Брюсу: "отъ плънныхъ-де шведскихъ офицеровъ ... слышалъ, что на съверъ оттуда (от Соликамска) есть озеро, изъ котораго вышли двъ ръки Кильтмы, изъ коихъ одна потекла на югъ въ Каму, а другая на съверъ въ Вычегду, впадающую въ Северную Двину".

Главный командир Уральских и Сибирских заводов генерал-майор В.И. Геннин (слышавший о Кельтмах от В.Н. Татищева) 11 ноября 1724 года доносил Петру Великому:

"Всемилостивъйшiй наш Государ! Увъдомился я, что можетъ учиненъ быть безъ нужды путь водою отъ Съвернаго до Каспiйскаго моря..."

Однако проект В.И. Геннина был оставлен без внимания по причине тяжелой болезни и последующей смерти Петра I.

Генерал-губернатор Ярославский и Волгодонский А.П. Мельгунов дважды (в 1783 и 1785 годах) подавал императрице Екатерине II "Записку", в которой говорил о необходимости "соединить Архангельский порть съ Сибирью и Астраханью посредствомъ прокопанiя небольшого канала..." с целью "приведенiя крестьянъ въ лучшее состоянiе", а также увеличения оборота Сибирских, Азиатских и Европейских товаров через Урал.

26 февраля 1786 года по "Соизволению" императрицы Екатерины II началось строительство канала, которое прерывалось дважды: первый раз из-за Второй Турецкой войны, второй - из-за Отечественной войны 1812 года. Работы были полностью завершены в 1822 году, находясь к тому времени "въ главном въдънiе" пермского губернатора К.Ф. Модераха.

Грузоподъемность судов, ходивших по каналу, была от 6 до 8 тысяч пудов (1 пуд = 16,3805 кг). Но канал существовал всего 16 лет и в 1838 году был закрыт, как "не оправдавшiй общъгосударственного значенiя".

В 1885 году Чердынское уездное земство обратило внимание на канал, и для исследования его состояния был командирован статистик лесов г-н. Калашников. Из его доклада следует: "грузовыхъ судовъ сократился до minimum'а, то не потому, чтобы не было достаточнаго количества грузовъ, транспартируемыхъ этим путемъ, а благодоря дурной организацiи администрацiи канала, которая не только не страралась облегчить плавание судовъ по каналу, но еще, напротив, ставила на каждомъ шагу пръпятствiя судовладельцамъ и о сооруженiяхъ канала нисколько не заботилась..."

С установлением факта нахождения нефти на Ухте были основания предпологать, что значение Екатерининского канала возрастет, так как этим водным путем к Прикамью приблизится доступ дешевого горючего, ранее поставляемого с Бакинского нефтеносного месторождения. Но в этом случае восстановлению канала помешала 1-я Мировая война.

Несмотря на полное разрушение канала, предприимчивые купцы продолжали использовать этот торговый водный путь вплоть до 1917 года, проводя по нему суда грузоподъемностью до 200 пудов (~ 3.3 т.). Таким образом "областная эксплуатацiя канала, как торговаго сообщения между соседнiми губернiями не желала мiриться со взглядами общъгосударственного значенiя".

Экспедицию планируется провести при поддержке Администрации Пермской области, РОСТО и ФАСП.

В качестве спонсоров экспедиции планируется привлечь туристические фирмы, спортивные и торговые организации. В целях информационной поддержки и освещения результатов экспедиции - радио- и теле- компании Пермской области, с последующим размещением статей (очерков) в ряде журналов ("Уральский следопыт", "Катера и яхты", "Капитан", "Вокруг света" и др.).

Инициативная группа.

 
на главную
  вверх