ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Предлагаем рассмотреть вопрос о проведении водно-моторной экспедиции
по маршруту: Пермь - Северный Екатерининский канал - Пермь.
Проведение экспедиции планируется на конец мая - начало июня 2004
года с использованием личных плавсредств.
Цель экспедиции
а) привлечение внимания к неоправданно забытому историческому
памятнику - Северный Екатерининский канал, "долженствовавшiй
служить воднымъ сообщенiемъ прикамской и приволжской странъ съ
Съверо-Двинскою и съ Архангельскомъ, или бассейна Каспiскаго моря
съ Бъломорскимъ";
б) проведение гидролого-геоморфологического обследования канала;
в) осмотр состояния особо охраняемых природных территорий Пермской
области, прилегающих к руслам рек Ю. Кельтма и Джурич;
г) пропаганда деятельности МУ "ПГСС";
д) приобретение опыта поисково-спасательных работ в таежной, заболоченной
местности;
е) прокладка и освоение нового туристического маршрута.
Историческая справка
Мысль о сооружении канала возникла в 1721 году, именно тогда командир
Уральских горных заводов В.Н. Татищев доносил президенту государственной
берг-коллегии графу Я.В. Брюсу: "отъ плънныхъ-де шведскихъ
офицеровъ ... слышалъ, что на съверъ оттуда (от Соликамска) есть
озеро, изъ котораго вышли двъ ръки Кильтмы, изъ коихъ одна потекла
на югъ въ Каму, а другая на съверъ въ Вычегду, впадающую въ Северную
Двину".
Главный командир Уральских и Сибирских заводов генерал-майор В.И.
Геннин (слышавший о Кельтмах от В.Н. Татищева) 11 ноября 1724
года доносил Петру Великому:
"Всемилостивъйшiй наш Государ! Увъдомился я, что можетъ учиненъ
быть безъ нужды путь водою отъ Съвернаго до Каспiйскаго моря..."
Однако проект В.И. Геннина был оставлен без внимания по причине
тяжелой болезни и последующей смерти Петра I.
Генерал-губернатор Ярославский и Волгодонский А.П. Мельгунов дважды
(в 1783 и 1785 годах) подавал императрице Екатерине II "Записку",
в которой говорил о необходимости "соединить Архангельский
порть съ Сибирью и Астраханью посредствомъ прокопанiя небольшого
канала..." с целью "приведенiя крестьянъ въ лучшее состоянiе",
а также увеличения оборота Сибирских, Азиатских и Европейских
товаров через Урал.
26 февраля 1786 года по "Соизволению" императрицы Екатерины
II началось строительство канала, которое прерывалось дважды:
первый раз из-за Второй Турецкой войны, второй - из-за Отечественной
войны 1812 года. Работы были полностью завершены в 1822 году,
находясь к тому времени "въ главном въдънiе" пермского
губернатора К.Ф. Модераха.
Грузоподъемность судов, ходивших по каналу, была от 6 до 8 тысяч
пудов (1 пуд = 16,3805 кг). Но канал существовал всего 16 лет
и в 1838 году был закрыт, как "не оправдавшiй общъгосударственного
значенiя".
В 1885 году Чердынское уездное земство обратило внимание на канал,
и для исследования его состояния был командирован статистик лесов
г-н. Калашников. Из его доклада следует: "грузовыхъ судовъ
сократился до minimum'а, то не потому, чтобы не было достаточнаго
количества грузовъ, транспартируемыхъ этим путемъ, а благодоря
дурной организацiи администрацiи канала, которая не только не
страралась облегчить плавание судовъ по каналу, но еще, напротив,
ставила на каждомъ шагу пръпятствiя судовладельцамъ и о сооруженiяхъ
канала нисколько не заботилась..."
С установлением факта нахождения нефти на Ухте были основания
предпологать, что значение Екатерининского канала возрастет, так
как этим водным путем к Прикамью приблизится доступ дешевого горючего,
ранее поставляемого с Бакинского нефтеносного месторождения. Но
в этом случае восстановлению канала помешала 1-я Мировая война.
Несмотря на полное разрушение канала, предприимчивые купцы продолжали
использовать этот торговый водный путь вплоть до 1917 года, проводя
по нему суда грузоподъемностью до 200 пудов (~ 3.3 т.). Таким
образом "областная эксплуатацiя канала, как торговаго сообщения
между соседнiми губернiями не желала мiриться со взглядами общъгосударственного
значенiя".
Экспедицию планируется провести при поддержке Администрации Пермской
области, РОСТО и ФАСП.
В качестве спонсоров экспедиции планируется привлечь туристические
фирмы, спортивные и торговые организации. В целях информационной
поддержки и освещения результатов экспедиции - радио- и теле-
компании Пермской области, с последующим размещением статей (очерков)
в ряде журналов ("Уральский следопыт", "Катера
и яхты", "Капитан", "Вокруг света" и
др.).
Инициативная группа.
|