Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ЭКСПЕДИЦИИ


ПО ЯКШИНСКОМУ КУПЕЧЕСКОМУ ПУТИ
--------------------------------------------------------------------

ТРОПАМИ НЕХОЖЕНЫМИ, ПУТЯМИ НЕПРОЕЗЖИМИ

Очередная статья в рубрике "Russo Turisto" появилась благодаря отклику наших читателей. Уникальный маршрут, пройденный мужественной группой пермяков за восемь дней, был проложен по непроезжему ныне Якшинскому купеческому пути, который соединял некогда Якшу - порт на реке Печора - с городом купцов Чердынью.

Это была третья попытка пройти по данному маршруту во главе с разработчиком похода Сергеем Кульпиным, она увенчалась успехом, и группа в полном составе добралась до реки Печоры, к тем обширным землям на севере, которые включала Пермь Великая в XIV-XVII веках. Сложность в преодолении пути из Перми в Печору состояла в том, что ранее эти маршруты пытались проходить только зимой, по замерзшим болотам на снегоходах, а летом никто не хаживал уже более 50 лет. Поистине 11 отважных мужчин манило дикое чувство первопроходцев, оно же и помогло преодолеть все препятствия, так ярко запечатленные на фото участниками Андреем Коршуновым и Виктором Зыковым. А рассказал нам об этой экспедиции Игорь Кульпин - председатель Союза ветеранов Афганистана Пермского края.

– Игорь, как Вы узнали, что готовится такая экспедиция?

– Разработка маршрута по старому Якшинскому тракту из Перми в Печору принадлежит моему брату Сергею. Это очень редкий маршрут и ценный в историческом плане. Мы вместе с ним служили в Афганистане. Наверное, еще с тех пор внутри нас осталось желание проверить себя, испытать в очередной раз. Так вот, три года назад Сергей приступил к разработке этого пути и два года подряд пытался его пройти. Но в первый раз экспедиция заблудилась, во второй раз команда не смогла пройти и пробить дорогу. И только третья попытка удалась. 11 человек решили проверить себя в тяжелейших условиях. Мы серьезно готовились к этой экспедиции: подобрали два "уазика" и ГАЗ-66. Все машины были "нафаршированы" как следует. А ГАЗ-66 был нужен, чтобы взять большой объем топлива (две канистры по 200 литров), потому что на маршруте негде было бы заправиться. Для навигации мы использовали GPS (систему глобального позиционирования), в которую была занесена подробная "натовская" карта Пермского края. Более того, система оказалась настолько точной, что показывала отклонения от маршрута вплоть до метра. Сергеем была поставлена задача совершить экспедицию из Перми в Печору. И эта задача была выполнена в срок.

– Чего Вы никак не ожидали от этого похода?

– В целом, мы были готовы к тому, что в дороге могут возникнуть поломки техники, но не предполагали, что так часто будем застревать в болотах надолго. До отправки водители уверяли меня, что у нас все предусмотрено - лебедки, запчасти, все необходимое есть в запасе. Несмотря на то, что Сергей нам рассказывал только о том, что маршрут проходит по пересеченной местности, через горный хребет и перевал, маршрут
еще шел через болота. Вот тут-то нас и поджидали неожиданности. На обратном пути "шишига" села в болоте по "кунг". И эти 200 метров преодолевались нами больше двух суток. Мы и мостили, и домкратили, что только мы ни делали, чтобы вытащить ГАЗ-66 из болота. Нечеловеческие усилия пришлось прилагать и ночью, и в жару были по пояс в грязи, самое худшее - нас одолевали комары.

– Помимо всех неприятностей, которые происходили в пути, с какими чувствами Вы заканчивали каждый пройденный день?

– Мы все прекрасно понимали, что отправиться в такое путешествие - это значит обречь себя на долгий колоссальный труд: когда целые сутки приходится или мостить болота, или рубить лес, или вытаскивать машину из трясины. И, несмотря на то, что это называется автопробег, каждые сутки приходилось пробегать буквально 10-15 км пешком впереди машины, прокладывая дорогу. За этот период по маршруту мы построили три серьезных больших моста, по которым прошли наши "уазики" и ГАЗ-66. После очередного дня заползаешь в палатку и не успеваешь подумать о сне, как уже отключаешься от усталости. Просто не помнишь, с какими чувствами ложишься спать. Короче, было не до чувств. Главное - добраться до палатки.

– Оправдались ли надежды, возложенные на коллектив? Все были надежные?

– В связи с тем, что это была уже третья попытка Сергея осуществить свой план, группа была отобрана тщательно. Каждому из участников экспедиции ставилась определенная задача, были определены походные профессии: кто должен быть поваром, водителем, фотографом, оператором, разводить костер, ходить за водой и так далее. С задачами все ребята справились, несмотря на те трудности, которые возникали в пути - в плане общения, питания, ремонта. Самому взрослому участнику нашей команды было 57 лет, самому молодому - 15 лет. Хочу отметить, что ребята настолько были увлечены организацией похода, что один из участников, Безукладников Сергей, например, даже продал дачу, для того чтобы сделать свой "уазик" более оснащенным технически. На мой взгляд, подобрался коллектив единомышленников, желающих преодолеть все возможные трудности на пути. Надо сказать спасибо профессионализму водителя Арсена. Ему удавалось в лесу подручными средствами ремонтировать лебедки на машинах, восстанавливать тормоза. Благодаря Арсену мы познакомились с новой для нас терминологией: "лебедиться" - когда цепляют лебедку, "шишига" - это ГАЗ-66, "кунг"
- кузов "шишиги". После возвращения домой тормоза ни на одной машине не работали. Их привели в негодность песок и болотная жижа.

– Правда, что среди вашей команды отчаянных русских путешественников был один иностранец?

– Один из участников экспедиции был наш зарубежный товарищ, представлявший Администрацию города Эдинбурга. Джон решил поехать с нами поохотиться, порыбачить, полюбоваться пейзажами. Функция Джона была наблюдать и отдыхать. Достаточно сказать, что шотландец никогда в жизни не сталкивался с трудностями, которые он пережил в этом походе. У него на родине, наверное, все параллельно и перпендикулярно. Больше всего в Джоне поражало то, что он со всей серьезностью подходил к защите экологии, лесов, животных, которые встречались нам на пути. Он переживал за каждое деревце, которое приходилось рубить. Когда мы вернулись, Джон заново воспринял цивилизацию, он просто опьянел от счастья, что мы снова с людьми и все благополучно закончилось. Недавно Джон прислал из Шотландии письмо. Он написал мне, что, когда показал то, что он сам снял на видеокамеру, своим друзьям, они были в шоке, многое не понимали: зачем уничтожаются деревья, прорубаются просеки. Но это не главное. Главное то, что Джон у них сейчас главный поводырь, с которым они ходят в лес. (Смеется.)

– Надолго ли останутся впечатления, накопленные в этой поездке?

– После возвращения из экспедиции многие участники говорили так: "Да, поездка мне понравилась, все было хорошо, но больше меня туда не затащишь". Этим сказано все. Действительно, хлебнули экстрима по полной программе. Хотя, с другой стороны, понимаешь, что вся наша жизнь состоит из набора впечатлений, которыми мы потом и живем. Сколько бы дней, месяцев ни прошло после возвращения из экспедиции, мы будем с гордостью вспоминать, что совершили, а через некоторое время, я уверен, захочется испытать нечто подобное еще раз.

Записала Мария СИМАНОВА. Газета "Headliner" №17, 27 октября 2006 г.

Трек поездки, полученный от Александра Овчинникова, в формате Garmin MapSource

 
на главную
  вверх