Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ЭКСПЕДИЦИИ


КУКУШТАН – БИЗЯР-БЫМ – БЕЛАЯ ГОРА
----------------------------------------------------

Краткое описание: маршрут от Кукуштана на Белогорский монастырь через урочища, поля, заброшенные лесные дороги.

Продолжительность: 1 день

Примечание: только 4х4, лебедка, несколько экипажей



ВНЕДОРОЖНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ «ДОРОГАМИ ПРЕДКОВ»

5 ноября 2005 г. прошла экспедиция – внедорожное приключение – «дорогами предков». Она прошла маршрутом: Пермь – Бизяр-Бым – Белая гора (Белогорский монастырь) – Пермь. Почему же был выбран такой необычный маршрут?

Дело в том, что название экспедиции (скорее поездки выходного дня) говорящее – пройти там, где раньше, пролегали дороги, но потом были заброшены. Это 15 километровый участок между Бизяром и Бымом и далее еще 7 километров от Быма до Теплой горы.

Для участия в экспедиции-поездке выходного дня набралось более 15 машин и около 50 человек участников. Среди машин были стандартные Нивы, УАЗы и даже новый Toyota Land Cruiser 100, который тоже преодолел всю трассу, проезжая в некоторых местах там, где обычная Нива застревала. Также были и спортивные машины – подготовленные для езды по полному бездорожью. И поскольку такового не наблюдалось, они с легкостью преодолевали все препятствия, помогая стандартным машинам.

Экспедиция завершилась до наступления заката – уже в 17:20 того же дня все экипажи были около Белогорского монастыря, на самой вершине горы. Все сложности пути были преодолены, и всем понравилось!

Михаил ШАРДИН.

 

   Фото: Михаил ШАРДИН.


ДО БЕЛОГОРЬЯ - ПО ПУТИ ПРЕДКОВ
Любители автоэкстрима одолели древнюю дорогу, проложенную еще в XYIII веке

Спокойствие глухих пермских лесов нарушил 5 ноября рев работающих моторов. 15 экипажей из Перми решили проверить родные авто на прочность - добраться от Бизяра через Бым до Белогорского монастыря старой заброшенной дорогой, проложенной еще в XYIII веке. В экспедицию отправились самые рисковые экипажи: члены клуба любителей бездорожья - на своих специализированных внедорожниках - и другие, не менее увлеченные, приверженцы экстремальной езды.

Из Перми команды выехали рано утром. Но только вереница машин оказалась за городом, ее остановили доблестные сотрудники ГИБДД. Вместо ожидаемого: "Предъявите документы!", - водители услышали: "Объясните цель поездки!". Уж очень гаишникам не терпелось узнать, куда направляется необычная автоколонна. "Кортеж" и впрямь был пестрым. Среди машин - уазики, буханки, крутые джипы и машины ручной сборки. В ряды "зверских" машин затесалась даже "девятка". Глянув для проформы на права, стражи порядка отпустили экспедицию, пожелав удачных дорог.

Приключения начались, как только машины съехали с основной трассы. У водителей взыграла горячая уральская кровь. Как мальчишки (среди водителей не было ни одной представительницы слабого пола), они пытались выжать из своих авто все, что можно. В результате спонтанных гонок, в ловушке оказалась… машина организатора мероприятия: опытный водила не заметил в густой траве глубокую колею. Джип вытаскивали долго и безрезультатно. Пока на помощь не пришел мощный внедорожник Андрея Аликина. Вызволив машину из плена, экспедиция продолжила свой путь. Впереди ждали испытания посерьезней.

Очередная остановка - возле брода через речку Бизярка. Не все автомобили смогли сами выбраться из "мокрой" ситуации. Но взаимовыручка - основное правило таких "круизов".

С небольшими потерями: у кого-то отпал номер, кто-то в пылу азарта порвал штаны, - команды двинулись прорубать себе путь дальше.

- Мы сегодня перевыполним план по лесозаготовке, - шутили автомобилисты, распиливая очередное дерево, лежавшее на пути.

- За последние 7 лет мы - первые, кто здесь проехал, - рассказал мне Борис КАРПОВ, единственный из членов экспедиции, знающий эти места. - Мост через реку давно разрушен. Единственное свидетельство цивилизации - забытый телеграфный столб. Везде бурелом. Даже просеку не всегда заметно. Колонна с черепашьей скоростью двигалась вперед - по лесной чаще. Некоторые пассажиры авто предпочитали идти пешком. Да и вправду, зачем трястись в салоне, если машины то и дело приходилось вытаскивать из грязи. Хотя по-прежнему основным помощником в этом деле оставался внедорожник Аликина. То и дело в лесу раздавались возгласы: "Андрюшенька, помоги".

К радости водителей на заброшенной дороге попадались и скоростные участки, где можно было отвести душеньку. Когда автоколонна проезжала через Бым, местные жители даже напугались: почему вдруг в их глуши столько огромных автомобилей? То ли третья мировая началась, то ли кортеж президента проехал? Разговоров в деревне теперь хватит не на один месяц.

Немного поплутав среди местных дорог (ведущий автомобиль пропустил нужный поворот), экспедиция оказалась в одном из самых красивых мест Пермской области - на Белой горе. Позади - 20 километров трудной, но интересной дороги. Полюбовавшись дивными видами с высоты Белогорского монастыря, экипажи двинулись в обратный путь. Теперь уже по асфальту. С надеждой, что в следующем году вновь пройдут дорогой предков.

Екатерина ПОДВИНЦЕВА.

ЗОВ ПРЕДКОВ

Каждый из нас в душе поэт и романтик, но за повседневными делами и заботами об этом забываем и уверены, что мы практичны, успешны, реалистичны. Однако все эти черты исчезают, стоит оказаться в живописных местах Уральских гор, одетых хвойным лесом, увидеть светлые родники, небольшие речки, вдохнуть свежий воздух и выяснить, что сотовой связи нет.

Одним из таких мест является г. Тёплая или Красник (378 м.), в 70 км от Перми. Своё название гора получила из-за красного цвета глины и большого количества меди. У подножия горы расположилось село Бизяр, которое основал управляющий медеплавильного завода немец Бизяр. Завод существовал до 1863г. Часть меди шла на отлив колоколов и пушек, часть шла на тайный монетный двор Строгановых в соседнее село Аннинское, расположенное в 18 км. Бизяр был большим селом, до 600 дворов, 3 магазина, школа, церковь, позднее библиотека, детский сад, сельсовет.

На горе Красник сохранились шахты-ловушки от выработки медной руды, глубиной до 150 - 200м. Внешне они напоминают небольшую ложбинку, покрытую слоем дёрна, на дне которой угадывается четырёхугольный остаток сруба.

Готовая медь доставлялась короткой дорогой до п. Юг, где так же существовал медеплавильный завод. Отходами медного производства (шлак) засыпали дороги и построили дамбу для пруда в с.Бизяр. Кроме медной руды на г. Красник располагались золотые прииски, а местные жители находили самородки величиной с ноготь мизинца в зобу домашних гусей. "Золотишко" в 20 веке мыли прямо на северо-восточном берегу пруда. Медь, выплавленная из песчаников, заводской шлак или "сок", "соковинник", как называют его потомки бывших мастеровых, монеты, чеканенные из пермской меди, всё это содержит в себе золото. Золото, а кроме того серебро, иридий, осмий и другие ценные металлы. Проехать по "золотой" дороге до соседнего Белогорского монастыря, что может быть интереснее?

Итак, короткая дорога от Перми шла через Юг казённый через 7 логов до Красника (15 км), через с.Бизяр до урочища Самсоново, где есть остатки моста через речку Бизярка( 5 км), направо до Козлушкина покоса. Дальше дорога идёт через речку Шурыш, где раньше был хутор из 2 домов, затем через гору Острая до с. Бым. Это было большое село до 1000 домов, 2 школы, 2 церкви (каменная сохранилась до сих пор), пруд.

Этой короткой дорогой, в военных целях, воспользовались в 20 веке войска адмирала А. В. Колчака. Местные жители по разному относились к нему: кто-то поддерживал, а кто-то ненавидел. При переходе войск А.В. Колчака на берег реки Камы около г. Оса, вперёд высылались отряды вальщиков леса, которые прорубали прямую просеку от Перми, шириной 60 метров. Эту просеку в народе назвали " Колчаковская грань", её до сих пор видно с Красника .

В 10 км от села Бым возвышается Белогорский монастырь. Забыть это место невозможно. Дивная местность и очаровательный вид на все четыре стороны поражают воображение и вдохновляют. "Горизонт открывается необъятный: на восток даль на 50 вёрст, юг - не менее 80 вёрст, на север - видны горы закамские, до которых не ближе 130 вёрст",- писали в 19 веке. Место увековечили крестом в 5 саженей(10м 65см), прозванный в народе "Царским". Крест простоял 10 лет, потом его снесло бурей. 16 мая 1891 года был освящён восьмиконечный крест, 20 января 1897 года Белогорский монастырь утверждён штатным общежитским монастырём. Закладка храма, который мы видим сегодня, состоялась 24. 06. 1902г, на которой присутствовало до 15 тысяч человек. В 1917 - 1918 гг. в монастыре проживало до 500 монахов, было много оружия, существовал подземный ход до деревни Криулино. В 1918г. монахи хотели свергнуть сельские Советы, организованные в сёлах Бым и Калинино, но один из монахов предупредил их. Ночью жители напали на монастырь, воспользовавшись подземным ходом, большая часть монахов успела скрыться, остальные были арестованы.

В середине прошлого века, жители Быма и Бизяра пользовались дорогой, было телеграфное и телефонное сообщение, затем численность населения обоих сёл сократилась, покосы заброшены, и дорога стала зарастать лесом.

Около 6 -7 лет назад ещё можно было проехать до урочища Самсоново, которое стояло на берегу р. Бизярки. Дальше угадываются следы дороги с порослью молодого осинника. Природа быстро разрушает признаки деятельности человека.

Старые, заброшенные дороги таят заманчивую прелесть опасности, ощущение неизведанного и дух авантюризма. Они сохраняют в себе историю многих поколений, но если проехать по ним, это будет наше приключение, наша история!

Е. КАРПОВА. 01.11.2005, г. Пермь.

ФОТООТЧЕТ

   

Для просмотра увеличенного изображения фотографии просто щелкните по ней левой кнопкой мыши - изображение откроется в новом окне.

Автор фото: Александр ПОСТАНОГОВ

   
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
   

Автор фото: Михаил ШАРДИН

   
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
 
на главную
  вверх