Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ

ЗАДУМКА ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОЯВИЛАСЬ ДАВНО И ОТПРАВИЛАСЬ БОРОЗДИТЬ ПРОСТОРЫ КОСМОСА... ПОТОМ ПОЗВОНИЛА МАРИНА ИЗ ПЕРМСКОГО ВНЕДОРОЖНОГО КЛУБА И СКАЗАЛА, ЧТО МЕНЯ РАЗЫСКИВАЮТ РЕБЯТА ИЗ ПОДМОСКОВЬЯ, ПЛАНИРУЮЩИЕ ПРИЕХАТЬ ПОСМОТРЕТЬ НА НАШИ КРАСОТЫ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. СЛОВОМ, Я ПРЕДЛОЖИЛ ПЛАН ПОЕЗДКИ ЕВГЕНИЮ МАТВЕЕНКОВУ, ПРОВОДЯЩЕМУ ОТПУСКА С ГРУППОЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ В ПОЕЗДКАХ ПО НАШЕЙ НЕОБЪЯТНОЙ РОДИНЕ, И В ЭКСПЕДИЦИЮ ОТПРАВИЛИСЬ ТРИ ЭКИПАЖА: ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДМОСКОВЬЯ НА MITSUBISHI L200 И TOYOTA LC105, И МЫ C СЫНОМ НА УАЗ 31519

17 ИЮЛЯ

В путь по маршруту Пермь - Полазна - Чайковский - Горнозаводск - Белая Гора - Качканар - Ивдель отправились рано утром. Мои друзья наслаждались уральским колоритом, и, в общем-то, незаметно мы преодолели путь до отворота "в пампасы". Мы планировали проехать на хребет Хозатумп. Дорога была выбрана по "двухкилометровкам" 50-х годов прошлого века. Миновав Ивдель, свернули с трассы и по дорогам, обозначенным на картах как "полевые и лесные", двинулись в сторону вышеупомянутого хребта. Однако побывать там нам было не суждено ни в этот день, ни позже. Продвигаясь по лесам и полям, в итоге мы заехали на какую-то выработку или прииск, после чего уперлись в непроходимый лес. Вечерело. Посовещавшись, решили двинуться через Полуночное в поселок Северный. Там мы съехали с трассы и взяли курс на северо-запад по лесным дорожкам в сторону нежилого ныне поселка Тохта. Примерно посередине пути есть брод через реку Вижай. В этом месте мы решили остановиться на ночлег.

И тут я был сильно удивлен, насколько мои спутники, в таком составе уже не раз выезжавшие в дальние поездки, оказались подготовлены к организации лагеря. У всех были четко распределены роли. Двое бросились устанавливать шатер, выполнявший роль кухни и кают-компании, защищая при этом от дождя, ветра и насекомых. Двое пошли устанавливать палатки для ночлега. Кто-то уже готовил ужин по заранее выбранному меню. Такой подход мне понравился.

18 ИЮЛЯ

Утро началось размеренно. Хорошо позавтракав, мы двинулись дальше по маршруту и через непродолжительное время "бешеным паровозиком" въехали на территорию ныне нежилого поселка Тохта. Похоже, зэки здесь валили лес. За поселком на дороге к горному хребту находится множество погрузочных платформ, с которых, видимо, грузили на машины какую-то горную породу. Сейчас все заброшено и растащено.

В Тохте мы не останавливались - проехали дальше по дороге к горному хребту Молебный Камень. Дорога стала похуже, но все же вполне проходимая. Броды с крутыми спусками и выездами, разрушенные временем гати, глубокие лужи. Так мы добрались до подножия хребта. Было около трех часов дня, а до места предполагаемого лагеря оставалось 7-8 км. При этом дорога шла в гору и представляла собой колею глубиной местами до 70-80 см, сплошные камни и поваленные деревья. Передвигаться приходилось очень осторожно, только на первой пониженной передаче, при этом я и Андрей на LC 105 еще постоянно использовали блокировки. Женя на Mitsubishi был лишен такого удовольствия по причине отсутствия оных.

Подъем занял у нас около шести часов. На этой дороге мы понесли основные потери: при штурме небольшого, но крутого подъема с большими колеями и глинистой почвой LC 105 стянуло на дерево. Вмятина получилась небольшая, но как обидно! Заодно в хлам измяли подножки. Усадили на днище L200. Получилось так ловко, что камень, на котором повисла машина, оказался в непосредственной близости от бака. Пришлось с помощью хай-джека машину поднимать и скидывать таким образом, чтобы не повредить бак. На L200 стояли силовые пороги, так что их мы не повредили, только оторвали с них листы алюминия, что было не страшно. Но все же на закате мы выехали к останцам, рядом с которыми и устроились на ночлег.

19 ИЮЛЯ

Следующий день был посвящен общению с природой. Место, где мы заночевали, само по себе очень живописно. Находится оно на высоте около 850 м над у.м. на границе выхода из леса на тундровую редкую растительность, прямо у подножия большого останца. Отсюда открываются виды гор с поросшими лесом вершинами и уходящей вверх колеей, по которой мы двинулись дальше, оставив в лагере "тойоту" и "мицубиси". УАЗ взял на себя функции техники для передвижения. Часть группы пошла пешком. Природа подарила нам в этот день прекрасную погоду: было далеко не жарко, около 7-10 градусов выше нуля, но зато не было осадков, и вокруг все было видно на многие километры вдаль.

Мы вышли на перевал перед грандиозной горной долиной, в ложе которой берет свое начало река Вижай. Пространство с этой точки просматривается на десятки километров во все стороны. Прямо перед собой, на западе, мы видим гору Ойкачахл, северный склон неестественно ровный. На восточном склоне хребта Молебный Камень тут и там лежат небольшие нетающие ледники. Во многих местах встречаются останцы самых причудливых форм. Под ногами ковер из мхов, толщина которого достигает местами 60 см.

Передвигаемся на машине крайне осторожно, поскольку подо мхом есть приличные ямы, а машина едет неохотно. Колеса приходилось стравливать примерно до 0,5 атм, тогда УАЗ ехал вполне уверенно. Но даже при этом один раз я провалился в болото. Выехать удалось, стравив давление в шинах почти до нуля.

Доехали на машине до ледника и решили подняться пешком на безымянную высоту 1027 м хребта Молебный Камень. Забавно в самой середине лета ходить по снегу. Хотя погода ничем не напоминала об июле. Температура не поднималась выше 10 градусов. По дороге на гору и на обратном пути мы нашли много оленьих рогов и решили забрать их с собой, на сувениры. На самой горе пробыли недолго: холодный ветер не давал расслабиться. Сделали несколько снимков и стали спускаться.

Я еще раз взглянул на Пермский край с хребта Молебный Камень. Все-таки это абсолютно потрясающее место! Для себя я открыл его еще в 2006 году, и с тех пор меня все время сюда тянет. Оказываясь здесь, я каждый раз счастлив как ребенок.

20 ИЮЛЯ

Погода испортилась, и всю ночь шел противный мелкий дождь, сопровождаемый сильным ветром. Было холодно и неуютно. Вставать рано не хотелось. На палатке местами образовалась ледяная корка, видимо, ночью были заморозки. После позднего завтрака двинулись в обратный путь. Спуск занял гораздо меньше времени, чем подъем, и мы медленно, но уверенно преодолели трудный участок дороги.

Поехали через Тохту по другой дороге в надежде найти прямой проезд на Сибиревский прииск. Однако в итоге оказались в тупике. Дороги, обозначенные на карте пунктиром, заросли деревьями. По одной такой дорожке я попытался ехать (в принципе у меня это получалось), но езда со скоростью 1-2 км/ч вслепую, потому, что приходится валить машиной частую молодую поросль высотой 3 - 3,5 м, большого удовольствия не приносит. Преодолев с полкилометра, решил повернуть назад. При развороте меня угораздило налететь на большой пень: загнул рулевую тягу, но способность передвигаться не потерял.

Попробовали всей группой проехать еще одним путем, но тоже неудачно: уперлись в давно не проезжий тупик, заросший лесом. Сколько в этих местах старых заброшенных дорог - не счесть. Настоящий рай для джипера. Дело было к вечеру, решили возвращаться в Тохту, а оттуда ехать на реку Вижай - место нашей стоянки два дня назад. Так и сделали. Встали лагерем на старом месте.

21 ИЮЛЯ

Следующий день был посвящен отдыху. Ребята решили попытать счастья в рыбалке, а я после ремонта рулевой тяги поехал в Ивдель пополнять запасы продовольствия и бензина. Дорогу от реки Вижай до поселка Ивдель нам в этот раз удалось разведать новую, не ту, по которой мы приехали сюда. Оказалось, что не так далеко от реки разрабатывается какой-то крупный рудник и дорога до него есть вполне приличная, ехать можно со скоростью 60, местами 80-100 км/ч, только пыль при этом поднимается столбом. Пока мы ездили в Ивдель, ребята сходили на рыбалку, но безуспешно. Назавтра был намечен старт. Цель - Сибиревский прииск. Как ехать, тоже было вполне понятно, благо на руднике мы расспросили у горняков дорогу.

22 ИЮЛЯ

Дорога на Сибиревский прииск представляет собой вполне ухоженную грунтовку с небольшими бродами, каменистыми участками, спусками и подъемами. В сухую погоду дорога проходима на любом стандартном автомобиле 4x4, имеющем демультипликатор. Вокруг живописные места, поэтому такой путь никогда не становится скучным, тем более что время от времени попадаются различные препятствия для проезда типа больших луж или глубоких колей, которые переезжать приходится, используя мастерство вождения, что тоже добавляет своеобразный интерес.

По дороге на прииск случилось небольшое ЧП. Женя, из-за того что при подъеме в гору солнце светило прямо в глаза и слепило, не заметил сухую жердь, которая торчала от обочины навстречу движению под углом примерно 45°. Жердь, процарапав и промяв переднее крыло, уперлась в стойку передней двери и, прилично помяв дверь, крыло и стойку, сломалась. Хорошо, что она не "вошла" в салон, иначе могли быть травмы у людей.

На перевале перед прииском, на границе Пермского края и Свердловской области, стоит сделанный каким-то умельцем знак "Европа - Азия", возле него мы остановились. Дальше начинается спуск, с одного из поворотов на котором открывается вид на прииск - впечатляющее зрелище. Понятно, почему для прииска было выбрано именно это место: быстрые горные речки приносят с гор золотоносную руду. В долине поток теряет скорость, и руда оседает именно в этом месте, поэтому тут ее лучше всего и брать.

Прииск нерабочий. Кругом отвалы руды и остатки инфраструктуры добывающего предприятия. Бытовки рабочих, обнесенный забором с колючей проволокой вагончик охраны и склад золота. Местные приезжают сюда, моют помаленьку остатки золотишка и увозят металлолом, которого здесь (особенно черного) еще предостаточно!

Еще один промысел местных - кедровые шишки; к такому выводу мы пришли, увидев на одном из деревьев шишкодробилку - приспособление малой механизации для отделения кедровых орешков от шишки. У местных на прииске есть пара домиков вроде охотничьих, которые они поддерживают в жилом состоянии. Останавливаться на прииске не хотелось - место какое-то для души неспокойное, если не сказать зловещее, и мы решили отъехать для стоянки отсюда подальше. Двинулись в сторону реки Велс и далее вниз по течению. Отъехали километра три-четыре и остановились на каменистом плесе. Как крепко и хорошо спится рядом с горной речкой!

24 ИЮЛЯ

Утром мы двинулись назад, по той дороге, по которой приехали сюда. От перевала попробовали сунуться вдоль хребта Хозатумп, но поняли, что покорить его нам уже не удастся, ведь топлива в автомобилях оставалось лишь на обратный путь до Ивделя. Решили больше не пытаться форсировать горы. В Ивделе заправились и через Североуральск повернули на поселок Кытлым, где стоит неработающая ныне платинодобывающая драга. Платину в Кытлыме теперь добывают другим методом, а драга, за несколько лет или даже десятилетий перепахавшая все окрестные речки до лунного пейзажа, встала на покой в Кытлыме. Почему ее не разбирают на металлолом, не знаю, может, есть какие то планы на нее? С огромным интересом мы полазили по драге - грандиозное сооружение. Целый передвижной завод. Таких драг во всем мире немного, поэтому посмотреть на такую штуку - это удача! Впечатляют детали стрелы - по прикидкам весом до 20-30 т. Интересно, как это все сюда доставляли и как это собирали. Вот пример величия прогресса и индустрии тяжелого машиностроения! Из Кытлыма мы двинули на Усть-Тыпыл; немного не доехав до него, заночевали в машинах на берегу реки Тыпыл.

23 ИЮЛЯ

Весь день был посвящен общению с природой. Андрей и Валера, вооружившись своими модными рыбацкими снастями и одевшись в красивую рыбацкую экипировку, полные решимости сразить местную рыбу своим устрашающим видом, пошли бродить по перекатам в поисках хариуса. Андрей через час принес несколько рыбин, которых ему, вероятно, удалось загонять до смерти. Хариус был торжественно засолен и через полчаса съеден. Свежесоленый хариус - это я вам скажу что-то с чем-то! Жаль только, что рыбы было не очень много, я бы съел раз в десять больше.

25 ИЮЛЯ

Грустный день. Москвичи решили остаться, чтобы попытать счастья в рыбалке. Как выяснилось потом, с рыбалкой им не повезло. А мы с сыном отправились в сторону дома по страшно трясучей дороге Усть-Тыпыл - Верхняя Косьва - Гашковка - Семеновка - Северный-Коспашский. Из всех перечисленных только последний населенный пункт жилой, да и то наполовину. Мосты разрушены, дорога не обслуживается и поэтому очень корявая. На нашем жестком уазике это настоящая многочасовая пытка. И вот, в конце концов, мы выезжаем на асфальт и через Кизел, Чусовой, Полазну приезжаем (уже ночью) в Пермь. Для нас это путешествие закончилось.

P.S. Каждый раз, возвращаясь из очередной экспедиции, я понимаю, что это не последнее мое путешествие. Ведь, имея в своем распоряжении мощный инструмент для преодоления нашего родного бездорожья, именуемый в народе "джип", каждый раз открываешь для себя новые места и ощущения на просторах нашей безграничной Родины.

Константин ЗЫКОВ. Фото Евгения МАТВЕЕНКОВА, Валерия КОРОЛЯ, Олега ЗЫКОВА. Журнал "Полный привод 4х4" №8, август 2010





 
на главную
  вверх