Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РЯДОМ

Давным-давно, еще в те стародавние времена, когда у нас не было внедорожников, несколько "горячих голов" на обычных легковых автомобилях пытались найти дорогу от Яйвы на Конжаковский камень. "На карте же есть, - говорили они, - значит, можно проехать!" "Нет, - твердили геологи, повстречавшиеся им на пути, - нет уже этой дороги, все заросло мелколесьем". И запало этим "горячим головам" надолго: "Не может, - говорят, - такого быть, чтобы не проехать, коли есть на карте дорога!" Потом появились у них внедорожники. Потом возник "Пермский внедорожный клуб"... А в голове-то сидит, свербит, так сказать, и душа-то мается. "Уж и так съездили, уж и эдак на Конжак, а этой дорогой ну никак не доведется". И только потом стало им известно, какой дорогой то они хотели проехать. Бабиновской... Покопались в Интернете, послушали людей умных. Посоветовались с товарищами. По сусекам поскребли. Нарисовали что-то себе на карте. И настал день: собрались они и поехали той дорогой.

ДО ПЕРВОЙ СТОЯНКИ добирались, кто во сколько смог. Рабочая неделя заканчивалась, и после того как экспедиционеры управились со всеми делами, двинулись они через привычные городские пробки в путь. По дороге развлекались, как могли. На одной из "зеленых" стоянок учили соловья художественному свисту. Задавали свистом ритм, а он повторял. Настроение от преподавательского таланта только повышалось. Долго ли коротко ли, но все же с небольшими приключениями, связанными с поиском автосервиса в Березниках, добрались на место.

Ночь на берегу горной реки под шум переката. Большая поляна. Тут тебе и сплавщики на катамаранах, тут и джиперы. В общем, все перемешалось. А ночи-то в наших горах в это время светлые такие, хоть до утра сиди, не поймешь: то ли вечер, то ли ночь.

Возможно, именно от этой пещеры Артемий Бабинов впоследствии выследил тропу, по которой приходили из-за Урала племена вогулов, а потом 49 человек за два года построили дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги - более 270 верст (300 км). В общем, в думах о прошлом, мы и коротали ночь у костра. Утром сбор, построение вместе с автомобилями на мосту через реку. Фото на память и - в путь! Через Скопкортную, п. Чикман, далее - на урочище Молчан.

Небольшая остановка. На карте есть пещера недалеко от дороги - решили посмотреть. Поставили отметку на GPS-навигаторе и вперед: пешком через валежник, небольшое болото, просеки. Прогулка по дикому лесу, что может быть лучше?.. Пришли на "точку" - никакой пещеры там, естественно, не нашли. Постояли, перекурили, посмеялись и - обратно на дорогу. Снова в путь.

Урочище Молчан. Спрашиваем у сторожа дорогу на В. Косьву. Здесь, говорит, дороги нет, на днях "66-й" засадили, есть немного повыше через гору. Там проложена гать для "Уралов". Не поверили, проехали еще немного вперед - действительно, развороченная дорога идет куда-то в лес рядом с ЛЭП.


Бабиновский тракт сегодня

Попробовали по ней проехать. За два часа прошли не больше 500 метров, а по GPS - около 12 км. Поняли, что дальше не проехать, и вернулись обратно.


На старинной дороге и сегодня кипит жизнь (дорога основательно разбита строительными машинами)

Поехали через гору, как сказал сторож. Выехали на просеку. Дорога в одну колею, сыроватая, но проходимая даже на простой "буханке". Несколько раз "лебедились", но к ночи выехали на В. Косьву.

Бабиновский участок пройден, решили сделать дневку (выходные все-таки). Раз дневка, значит - в живописном месте! Доехали часам к трем ночи до Усть-Тыпыла. Перебрались на другой берег и на горе поставили лагерь. Точнее, не поставили, а быстро "слепили", как могли, палатки кто где, и спать. Всю ночь и утро лил дождь.


"Тянем-потянем" - старая джиперская игра

В перерывах установили тент. Днем дождь прекратился. Немного раздуло, появились великолепные виды. Чердынский камень на солнце - во всей красе!

Вечером устроили походную баню, а на утро проснулись от сильного ветра: сумасшедшие порывы просто гнули палатки к земле. По-быстрому собрались, и в путь. Но не тут то было...

Дожди в горах сделали свое дело. Река Тыпыл поднялась "по гланды". Приняли решение ехать через Кытлым по асфальту. Сказано - сделано. Приехали в Кытлым, но бензина у некоторых осталось совсем мало: доехать бы до заправки. Спрашиваем про ближайшую, - находится в Карпинске. До него 50 километров...


Брод через реку Тыпай

Не понял, у кого и как, но появилась идея сократить маршрут и ехать не через Карпинск и Серов, а сразу - на Лобву. Говорят, сокращаем километров 200. Идея всем понравилась. Расспросили поподробнее о дороге у местных, они нам рукой махнули, мол, ехать туда надо через перевал. "Только там, - говорят, - лесовозы ходили и дорогу разбили". Но мы все равно решили посмотреть на нее - и вперед, по лесной дороге, через горы...

Дорога оказалась очень даже ничего. На удивление, твердая такая: по ней ручьи бегут и небольшие речки. Так потихоньку-потихоньку мы и добрались до лесного перекрестка на Лобву и на Павду. До Лобвы еще километров 80, а до Павды - 11 километров по лесу. Решили - до Павды, там и заправимся.


На пути к поселку Падва

Выехав в Павду, узнаем, что до ближайшей заправки 120 км. По лицам экспедиционеров прошла легкая улыбка. Мол, все приехали... Но безвыходных положений не бывает: быстро нашли местного "нефтяного магната", прикупили у него бензин и отправились дальше. Бабиновский тракт продолжается, только уже по асфальту, через Караул в Верхотурье. На перекрестке у Верхотурья остановились. Бабиновский тракт с небольшими объездами, можно сказать, пройден. До Перми осталось где-то 400 километров. Далее, с небольшой остановкой у стелы "Европа-Азия" шли колонной домой.

P.S. На обратной дороге в Пермь в уме где-то опять сидела мысль о том, что можно было бы от Павды проехать прямо на Качканар - напрямик, по лесным дорогам, по GPS показывало около 50 км. Потом - по старой Качканарской дороге до Теплой горы, но это уже будет совсем другая история... Новая тема для экспедиции!

БАБИНОВ, АРТЕМИЙ САФРОНОВИЧ (ОРТЮШКО СОФОНОВ)

- Соликамский посадский человек. В 1597 году проведал сухой путь от Соликамска на реку Туру, в замену прежнего водного через Вишеру, Лозву, Тавду, Тобол и Туру. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси (иначе - вогулов), которые пришли из Сибири с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии, он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что, вроде как, они даже помогали ему найти более удобный путь. Но как бы то ни было, суть одна: в основе Бабиновского тракта была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. В 1595 году был издан указ царя Федора Иоанновича, в котором предписывалось "всем желающим и охочим людям прокладывать дорогу в Сибирь". По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги в кратчайшие сроки расширил вогульскую тропу до размеров дороги. Все работы велись под его непосредственным руководством и под присмотром присланного из Верхотурья боярского сына пермскими посошными людьми. Как видно из "Атласа Ремезова", этот путь вел через верховья Яйвы к реке Косве, потом - к Павдинскому камню, пересекал Лялю и доходил до устья речки Калачика. По указу царя Федора Иоанновича, Бабинову дана была жалованная грамота, что с его недвижимого имущества у Соликамска не будет браться оброков. Кроме того, ему велено было жить "на Ейве-реке на льготе" и здесь "слободу устроить". Бабинов действительно построил здесь несколько дворов и в 1616 г. даже воздвиг церковь Введения Пресвятой Богородицы. В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На ее пути появились новые деревни и села: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Город Верхотурье также обязан своим существованием Артемию Бабинову и его дороге. В 1598 году дорога получила статус правительственного тракта и стала называться "Новая Сибирская-Верхотурская дорога". Прослужила она верой и правдой более 170 лет. Грамоты царя Бориса и царя Василия прибавили Бабинову еще большие владения на 20 верст вверх и на 15 верст вниз по Яйве от сибирской дороги. Все эти "дачи" были подтверждены грамотою царя Михаила Феодоровича от 6 января 1617 г. Бабинов до конца жизни следил за содержанием дороги. В официальных документах того времени он назывался "вождём сибирской дороги". Похоронен Артемий Бабинов на Старом кладбище в селе Верх-Яйва.




Текст: Олег БОРОННИКОВ
Фото: Марина ПОСТАНОГОВА

Журнал "Ловчий" №3, 2010

 
на главную
  вверх