|
|
БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РЯДОМ
Давным-давно, еще в те стародавние времена, когда у нас не было
внедорожников, несколько "горячих голов" на обычных
легковых автомобилях пытались найти дорогу от Яйвы на Конжаковский
камень. "На карте же есть, - говорили они, - значит, можно
проехать!" "Нет, - твердили геологи, повстречавшиеся
им на пути, - нет уже этой дороги, все заросло мелколесьем".
И запало этим "горячим головам" надолго: "Не может,
- говорят, - такого быть, чтобы не проехать, коли есть на карте
дорога!" Потом появились у них внедорожники. Потом возник
"Пермский внедорожный клуб"... А в голове-то сидит,
свербит, так сказать, и душа-то мается. "Уж и так съездили,
уж и эдак на Конжак, а этой дорогой ну никак не доведется".
И только потом стало им известно, какой дорогой то они хотели
проехать. Бабиновской... Покопались в Интернете, послушали людей
умных. Посоветовались с товарищами. По сусекам поскребли. Нарисовали
что-то себе на карте. И настал день: собрались они и поехали той
дорогой.
ДО ПЕРВОЙ СТОЯНКИ добирались, кто во сколько смог. Рабочая неделя
заканчивалась, и после того как экспедиционеры управились со всеми
делами, двинулись они через привычные городские пробки в путь.
По дороге развлекались, как могли. На одной из "зеленых"
стоянок учили соловья художественному свисту. Задавали свистом
ритм, а он повторял. Настроение от преподавательского таланта
только повышалось. Долго ли коротко ли, но все же с небольшими
приключениями, связанными с поиском автосервиса в Березниках,
добрались на место.
Ночь на берегу горной реки под шум переката. Большая поляна. Тут
тебе и сплавщики на катамаранах, тут и джиперы. В общем, все перемешалось.
А ночи-то в наших горах в это время светлые такие, хоть до утра
сиди, не поймешь: то ли вечер, то ли ночь.
Возможно, именно от этой пещеры Артемий Бабинов впоследствии выследил
тропу, по которой приходили из-за Урала племена вогулов, а потом
49 человек за два года построили дорогу, проложив несколько десятков
настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги
- более 270 верст (300 км). В общем, в думах о прошлом, мы и коротали
ночь у костра. Утром сбор, построение вместе с автомобилями на
мосту через реку. Фото на память и - в путь! Через Скопкортную,
п. Чикман, далее - на урочище Молчан.
Небольшая остановка. На карте есть пещера недалеко от дороги -
решили посмотреть. Поставили отметку на GPS-навигаторе и вперед:
пешком через валежник, небольшое болото, просеки. Прогулка по
дикому лесу, что может быть лучше?.. Пришли на "точку"
- никакой пещеры там, естественно, не нашли. Постояли, перекурили,
посмеялись и - обратно на дорогу. Снова в путь.
Урочище Молчан. Спрашиваем у сторожа дорогу на В. Косьву. Здесь,
говорит, дороги нет, на днях "66-й" засадили, есть немного
повыше через гору. Там проложена гать для "Уралов".
Не поверили, проехали еще немного вперед - действительно, развороченная
дорога идет куда-то в лес рядом с ЛЭП.
Бабиновский тракт сегодня
Попробовали по ней проехать. За два часа прошли не больше 500
метров, а по GPS - около 12 км. Поняли, что дальше не проехать,
и вернулись обратно.
На старинной дороге и сегодня кипит жизнь (дорога
основательно разбита строительными машинами)
Поехали через гору, как сказал сторож. Выехали на просеку. Дорога
в одну колею, сыроватая, но проходимая даже на простой "буханке".
Несколько раз "лебедились", но к ночи выехали на В.
Косьву.
Бабиновский участок пройден, решили сделать дневку (выходные все-таки).
Раз дневка, значит - в живописном месте! Доехали часам к трем
ночи до Усть-Тыпыла. Перебрались на другой берег и на горе поставили
лагерь. Точнее, не поставили, а быстро "слепили", как
могли, палатки кто где, и спать. Всю ночь и утро лил дождь.
"Тянем-потянем" - старая джиперская игра
В перерывах установили тент. Днем дождь прекратился. Немного раздуло,
появились великолепные виды. Чердынский камень на солнце - во
всей красе!
Вечером устроили походную баню, а на утро проснулись от сильного
ветра: сумасшедшие порывы просто гнули палатки к земле. По-быстрому
собрались, и в путь. Но не тут то было...
Дожди в горах сделали свое дело. Река Тыпыл поднялась "по
гланды". Приняли решение ехать через Кытлым по асфальту.
Сказано - сделано. Приехали в Кытлым, но бензина у некоторых осталось
совсем мало: доехать бы до заправки. Спрашиваем про ближайшую,
- находится в Карпинске. До него 50 километров...
Брод через реку Тыпай
Не понял, у кого и как, но появилась идея сократить маршрут и
ехать не через Карпинск и Серов, а сразу - на Лобву. Говорят,
сокращаем километров 200. Идея всем понравилась. Расспросили поподробнее
о дороге у местных, они нам рукой махнули, мол, ехать туда надо
через перевал. "Только там, - говорят, - лесовозы ходили
и дорогу разбили". Но мы все равно решили посмотреть на нее
- и вперед, по лесной дороге, через горы...
Дорога оказалась очень даже ничего. На удивление, твердая такая:
по ней ручьи бегут и небольшие речки. Так потихоньку-потихоньку
мы и добрались до лесного перекрестка на Лобву и на Павду. До
Лобвы еще километров 80, а до Павды - 11 километров по лесу. Решили
- до Павды, там и заправимся.
На пути к поселку Падва
Выехав в Павду, узнаем, что до ближайшей заправки 120 км. По лицам
экспедиционеров прошла легкая улыбка. Мол, все приехали... Но
безвыходных положений не бывает: быстро нашли местного "нефтяного
магната", прикупили у него бензин и отправились дальше. Бабиновский
тракт продолжается, только уже по асфальту, через Караул в Верхотурье.
На перекрестке у Верхотурья остановились. Бабиновский тракт с
небольшими объездами, можно сказать, пройден. До Перми осталось
где-то 400 километров. Далее, с небольшой остановкой у стелы "Европа-Азия"
шли колонной домой.
P.S. На обратной дороге в Пермь в уме где-то опять сидела мысль
о том, что можно было бы от Павды проехать прямо на Качканар -
напрямик, по лесным дорогам, по GPS показывало около 50 км. Потом
- по старой Качканарской дороге до Теплой горы, но это уже будет
совсем другая история... Новая тема для экспедиции!
БАБИНОВ, АРТЕМИЙ САФРОНОВИЧ (ОРТЮШКО СОФОНОВ)
- Соликамский посадский человек. В 1597 году проведал сухой путь
от Соликамска на реку Туру, в замену прежнего водного через Вишеру,
Лозву, Тавду, Тобол и Туру. По одной из версий, Артемий Бабинов
тайком проследовал за группой манси (иначе - вогулов), которые
пришли из Сибири с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с
жертвоприношением. По другой версии, он прошел этот путь вместе
с ними, не таясь, и что, вроде как, они даже помогали ему найти
более удобный путь. Но как бы то ни было, суть одна: в основе
Бабиновского тракта была мансийская тропа с верховьев реки Туры
к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. В 1595 году
был издан указ царя Федора Иоанновича, в котором предписывалось
"всем желающим и охочим людям прокладывать дорогу в Сибирь".
По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги в кратчайшие
сроки расширил вогульскую тропу до размеров дороги. Все работы
велись под его непосредственным руководством и под присмотром
присланного из Верхотурья боярского сына пермскими посошными людьми.
Как видно из "Атласа Ремезова", этот путь вел через
верховья Яйвы к реке Косве, потом - к Павдинскому камню, пересекал
Лялю и доходил до устья речки Калачика. По указу царя Федора Иоанновича,
Бабинову дана была жалованная грамота, что с его недвижимого имущества
у Соликамска не будет браться оброков. Кроме того, ему велено
было жить "на Ейве-реке на льготе" и здесь "слободу
устроить". Бабинов действительно построил здесь несколько
дворов и в 1616 г. даже воздвиг церковь Введения Пресвятой Богородицы.
В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На
ее пути появились новые деревни и села: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман,
Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Город Верхотурье также
обязан своим существованием Артемию Бабинову и его дороге. В 1598
году дорога получила статус правительственного тракта и стала
называться "Новая Сибирская-Верхотурская дорога". Прослужила
она верой и правдой более 170 лет. Грамоты царя Бориса и царя
Василия прибавили Бабинову еще большие владения на 20 верст вверх
и на 15 верст вниз по Яйве от сибирской дороги. Все эти "дачи"
были подтверждены грамотою царя Михаила Феодоровича от 6 января
1617 г. Бабинов до конца жизни следил за содержанием дороги. В
официальных документах того времени он назывался "вождём
сибирской дороги". Похоронен Артемий Бабинов на Старом кладбище
в селе Верх-Яйва.
Текст: Олег БОРОННИКОВ
Фото: Марина ПОСТАНОГОВА
Журнал "Ловчий" №3, 2010
|