Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ




ИЖЕВСКАЯ КАНАВА


За исключением одного инцидента, I этап Кубка Удмуртии по внедорожному спорту можно считать образцово-показательным

Таджики на джипе!

Я был в шоке! Едва припарковав родное авто среди более-менее ровных кочек полигона у Александровского кладбища в Ижевске 10 мая, я увидел таджиков! Равшан и Джамшут, сидя по-турецки у импровизированного столика, монотонно поглощали свой завтрак. Щелчок фотоаппарата вывел их из забытья ровно настолько, чтобы вяло посмотреть на меня, показать острые таджикские зубы и вернуться к трапезе. Я начал было думать совсем плохое, в стиле "для создания гоночной трассы были согнаны лучшие трудовые руки со всей Удмуртии". Но все было проще - люди, похожие на лиц таджикской национальности, оказались пилотами пермских экипажей! Просто ребята не выспались и допоздна готовили машины к старту, их лихой и перемазанный маслом вид и был принят мной за боевой раскрас.

В утренний час пожаловали еще не все гонщики - ижевчане размеренно подтягивались на своих внедорожных монстрах, пермяки, прибывшие традиционными автопоездами накануне, разминали колеса.

Трасса - весьма специфическая. Чувствуется, что заявления организаторов, сделанные накануне стартов, не были простыми словами. Напомним: Роман Новиков, президент Ижевского внедорожного клуба, отмечал, что трассы в этом году будут готовиться заранее, максимально тщательно и грамотно, не в последний день перед заездами. Трасса у Александровского кладбища образца 2008 года сразу заставляла мастеров насторожиться. С одной стороны, есть значительные скоростные отрезки для быстрого спринта и обгонов. С другой стороны - добрые "лужи" для проверки внедорожных качеств автомобилей. По словам организаторов, грязенаполнение для этих препятствий создавалось дополнительно путем подвоза воды из соседнего прудика.

Новинки классов и новички гонок

В этом году в Кубке Удмуртии гонщики впервые должны были выступать в трех классах вместо двух, "работавших" в 2007 году. Самые мощные машины и самодельные монстры определили в класс "Прото" - скажем так, бывший "Суперспорт". "УАЗы" и "Нивы" с позывами на доработку в гаражных условиях до турбореактивной тяги "сбили" в полноценный класс "Спорт". А для привлечения массового участника, перевода части зрителя в разряд "ездителей", создали класс "Стандарт". Правда, к сожалению, на участие в этом классе было заявлено всего несколько машин. Несмотря на готовность специально расширять трассу для этих автомобилей, организаторы все же приняли решение перенести "стандартников" в "Спорт" и активнее призывать обычные внедорожники к участию в будущих стартах сезона.

Беглый осмотр потенциальных участников заездов показал, что за Кубок Удмуртии-2008 будут бороться в основном знакомые персонажи. Новичков практически не было. А если и попадалась новая машина, то за рулем неизменно оказывался известный в кругах "джиперов" кадр.

Стас Капитонов, в прошлом году сидевший в кабине "черокезов", говоря музыкальным языком, начал сольную карьеру. За два дня до стартов он купил симпатичную, но безумно дешевую (по его словам, около 20 тысяч рублей) белую "Ниву". За день залез под капот и днище, подкрутил и подвертел все, что могло отвалиться, дунул-плюнул и поставил машину в гараж, набираться сил. Хотел побиться за приз в "Стандарте", но в связи с отменой оного оказался в "Спорте". Там, разумеется, был повержен. Но воспринял происходящее с юмором.

- Я хотел мастерством выехать, - сказал, как обычно белозубо улыбаясь, Стас. - В "Стандарте" бы такое, наверное, прокатило, а в "Спорте" - не удалось. Ну, да ладно! К следующему этапу я свою "Ниву" уже заряжу как следует, и там посмотрим, кто кого.

Еще один яркий новичок сезона - юный, но мастеровитый гонщик Назар Гадаршин. В этом году за несколько зимних и весенних месяцев Назар собрал машину и для себя. В качестве кузова - "зеленый козел" ГАЗ-69. Подвеска - хитрая мешанина из различных концепций и принципов. Назар рассказал, что этот выезд - фактически проба сил. Посмотреть, как будет себя вести техника, прикинуть свои силы и возможности. В планах создание настоящего гоночного монстра - на базе "горбатого" "Запорожца" с большими колесами и, видимо, выброс его в класс "Спорт" или даже "Прото".

Порадовал Сарапул, выставив уже третий экипаж с берегов Камы. В компанию к Антону Пурусу и добродушным отцу и сыну "Бексонам"-Янбековым добавился синий длиннобазный УАЗик молодого, но, чувствуется, амбициозного Дениса Ибрагимова.

- Первый раз в первый класс! - смеется Денис. - Читали журналы, смотрели по телевизору, просто приезжали на гонки. И решились! Готовили машину и себя примерно год. В Сарапуле уже тренировались - трижды хорошо засаживали УАЗик.

Единственной тайной для нас осталось появление на трассе Chevrolet Trail Blazer, выпиленного до пикапа и открытого всем водам и ветрам. Этот автомобиль проехал до первой лужи, хлебнул воды, дождался эвакуации и исчез так же таинственно, как и появился.

"Спорт" с перерывом

Уже первый заезд класса "Спорт" показал, что борьба будет нешуточной. Истосковавшиеся по родным канавам ижевские гонщики ринулись вперед сломя голову. И сразу же - горячая неожиданность. Трасса оказалась слишком крутой для наших машин. Сарапульчанину Антону Пурусу перед первым поворотом соперники чуть подправили траекторию и направили его в самое глубокое место топи "номер 1". Автомобиль увяз по самые колеса, которые, кстати, были внушительных размеров. В последующих заездах Антон, отмахиваясь от прессы, водил в это место других гонщиков и рекомендовал не совершать его ошибок.

В третьем заезде случилось непредвиденное. В центре событий оказался экипаж ветеранов - ГАЗ-69 под управлением "деда триала" Мулланзипа Ахмадишина. Во время заезда у штурмана экипажа Марселя Сабирова случился сердечный приступ. Его быстро вытащили из машины и начали оказывать первую помощь. Заезды, конечно, остановили. К большому сожалению, Марселя Сабирова так и не смогли вернуть к жизни.

Тем не менее, спортсмены и зрители вошли в положение и, несмотря ни на что, не покидали пустырь. Заезды стартовали только спустя несколько часов, когда были улажены все необходимые формальности.

Было принято решение не сокращать программу, поэтому гонки продолжились ровно с той секунды, на которой и были поставлены на паузу. Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны наших экипажей, в классе "Спорт" лидировали пермяки. Ижевские экипажи оказались подготовлены значительно слабее как в спортивном, так и в техническом плане. Поэтому с повреждениями и заездами в грязи трассы остались сидеть добрая половина стартовавших.

Победил экипаж из Перми Александра Дерябина и Евгения Загородских. В прошлом году они увезли из Удмуртии бронзу Кубка Удмуртии. И чувствуется, что для того, чтобы побороться с ними в этом году, нашим гонщикам крайне важно сделать шаг вперед. Вторыми были ижевчане Айдар Ахмадишин и Айрат Хакимов, третьими - тоже ижевчане Сергей Чунарев и Иван Мечков.

Психи в городе

Заезды в классе "Прото" прошли под флагом "Психов". Прошлогодние неудачники - пермский экипаж Алексея Кузнецова и Сергея Валеева, занявшие при довольно хорошей езде лишь третье общее место - в этом году рвутся в бой. На их боевом УАЗе красуется красноречивая надпись "Психи"! И ездят пермяки, действительно, как настоящие умалишенные. В первом же старте с их участием было видно, насколько безбашенно, но в то же время максимально спортивно пермяки готовы идти к победе. Пока три конкурирующих гонщика пытались подавить прыжки авто на ухабах и выбрать правильную траекторию входа в лужи, "Психи" просто летели вперед, не жалея ни себя, ни машины. Но именно такой стиль езды позволяет им, на пределе возможностей оторвавшись от преследователей, выходить в лидеры и финишировать в очках.

В классических стилях - расчетливо и пользуясь мощью моторов, - через сито отборочных заездов пробились и два основных конкурента Кузнецова, пермский экипаж Владимира "Сильвера" Лазукова и ижевский "чемпионский шершень" Александра Зедиярова и Вадима Чуракова. В число финалистов затесались и показавшие достойное мастерство пермские ребята Василий Чудинов и Денис Давыдов.

Финал первой гонки был достоин финала всего Кубка! Со старта на одной линии ушли Кузнецов и Зедияров. У первой трясины, которую обычно может пройти лишь один внедорожник, Кузнецов и Зедияров вошли в жесткую сцепку и полный контакт. Ни один не сбавил скорости! Но Кузнецов занял более выгодную траекторию и вошел в поворот по узкому радиусу. В азартной попытке опередить пермяка Александр Зедияров, как он признался позже, перепутал педали тормоза и газа, внедорожник взревел и стремительно полетел на ограждение трассы, резкое торможение чуть было не поставило автомобиль на крышу. А тем временем Зедиярова уже миновали и Лазуков, и Чудинов.

Ушедший вперед Алексей Кузнецов оказался вне досягаемости. На следующем круге и у Зедиярова, и у Лазукова начались технические проблемы. Воспользовавшись этим, на второе место выбился пермский экипаж Василия Чудинова.

И суперфинал суперфинала - схватка Александра Зедиярова и Владимира Лазукова в луже на скорости менее 10 километров в час! Александр в пылу боевых внедорожных действий потерял значительные части своего автомобиля и остановился в большой луже ждать окончания гонки и вызволения из плена. В этот момент Зедиярову сообщили, что Владимир Лазуков так же стоит в той же луже, только чуть дальше - порвал мост. Зедияров снова заводит автомобиль: его задача-максимум - застрять хотя бы на метр дальше Лазукова. Заклинившее колесо и порванный карданный вал - но третье место все же отвоевано! Александр вылезает из автомобиля и, повернувшись к стоящему в полуметре позади "Сильверу", кричит: "Вова! Я тебя сделал!"

Все для безопасности гонщиков и зрителей

Трагический инцидент на I этапе Кубка Удмуртии по внедорожным гонкам уже стал объектом для неправомерных, как нам кажется, нападок ряда желтых газет Ижевска. Все точки над i мы попросили поставить Романа Новикова, президента Ижевского внедорожного клуба.

- Роман, к вопросу о безопасности водителей - что изменится в ближайшем будущем?

- То, что произошло со штурманом экипажа, безусловно, случай трагический, но непредсказуемый. Любой врач подтвердит - аналогичный инцидент мог произойти с погибшим и на улице, и в общественном транспорте, и при просмотре новостей по телевизору дома. Тем не менее, произошедшее показало нам, что контроль за состоянием гонщиков стоит усилить. Уже со следующего этапа все участники будут проходить обязательное предстартовое медицинское освидетельствование. Возможно, со следующего года будет введена, как в радийных гонках, карточка водителя. Она будет крепиться на стекле и давать нам полную информацию об экипаже. Одним из условий ее получения, вероятно, станет и полный медосмотр у врачей с предоставлением нам результата-справки. Скорее всего, эти медосмотры будут проходить на базе какого-либо одного медучреждения, которому мы доверяем. Так мы немного снизим риск предоставления нам липовых справок.

- Появятся ли дополнительные бригады медпомощи на самих гонках? И будут ли усилены меры безопасности вообще?

- На следующей гонке в Сарапуле 22 июня мы значительно усилим медицинский блок. То есть помимо обычной бригады "скорой" будут дежурить специалисты из реанимации, бригада спасателей МЧС и другие экстренные службы. Кроме того, для безопасности зрителей трасса будет оцеплена сотрудниками милиции и охранных предприятий, зрители будут находиться во втором, внешнем, кольце, отделенном от гоночного трека свободной полосой шириной не менее 10 метров.

Мы постараемся сделать все, чтобы не допустить повторения трагедии или возникновения других инцидентов.

"Иномарка 18. Ижевск" №5, июнь-июль 2008

 
на главную
  вверх