Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


В ПОИСКАХ ТРУДНОСТЕЙ

OFF-ROAD как часть делового имиджа

Бизнес в нашей стране всегда ассоциировался с риском, так что нет ничего удивительного в том, что отдыхать бизнесмены предпочитают также экстремально, По всей видимости, адреналин в какой-то мере компенсирует потерянные на работе нервы, Парашютный спорт, дайвинг, кайтинг, яхтинг, спортинг и еще масса всяких "ингов" - чем бы себя ни тешить, лишь бы о заботах забыть, Но делу время, как говорится, а для хобби - что останется, Да и то не регулярно, как у всех людей, а когда возможность будет, А возможность бывает не всегда; чаще всего вместо отдыха - работа, работа, работа… Однако это убеждение разделяют не все. Алексей Борисович Баркан, руководитель одной из крупных пермских консалтинговых компаний, считает: если чем-то увлечен серьезно, то всегда сможешь найти время для любимого хобби.

Алексей Баркан: "Чтобы получить результат, нужно от- даться своему делу целиком и полностью"

- Почему именно внедорожный спорт, а не горные лыжи или охота?

- На самом деле и то, и другое, и третье. Просто внедорожный спорт - именно спорт: он поглощает целиком и полностью, здесь нельзя быть "чуточку беременным". Автомобиль для меня всегда был больше, чем средство передвижения. Это уже образ жизни, а внедорожный автомобиль - целая философия...

- С чего начиналась ваша спортивная карьера?

- Начинал, как и многие другие, с участия в "Уральском ухабе" - это наиболее доступное, зрелищное и массовое мероприятие. Это был весенний "Ухаб" 2006 года. Мы с коллегой просто взяли стандартный "уазик" и за один вечер, как мне тогда казалось, "подготовили" его к участию в соревнованиях. На следующий день, преисполненные важности и решимости, отправились покорять спортивный олимп бездорожья. В тот момент о себе как о водителе я был достаточно высокого мнения. И немудрено: двадцать лет водительского стажа, опыт владения более чем двадцатью автомобилями, два из которых джипы - все это придавало абсолютную уверенность в своих силах и близости победы.

С таким ощущением и горящими от азарта глазами я приехал на соревнования. Собралось более пятидесяти экипажей с разной степенью подготовленности машин, но всех участников объединяла бескомпромиссная решимость победить. Я понял: эти не уступят. В общем, все закончилось быстрее, чем я мог себе представить. Уже в первом заезде вследствие жесткой контактной борьбы автомобиль получил повреждения, "несовместимые с жизнью". Помимо основательно "подрихтованных" частей и порванных приводных ремней у автомобиля был пробит радиатор, заклинило рулевую колонку, которую при ударе я просто погнул - руками! Но за эти неполные пять минут я получил просто невероятное количество адреналина! С тех пор организм настойчиво требует "гормона счастья"...

Следующим этапом для начинающих спортсменов была покупка и постройка машины, специально подготовленной к трофи. Это был LandCruiser 70: на нем экипаж прошел второй этап "Ухаба-2006" - осенний. Но техника подвела и на этот раз: двигатель показал "кулак дружбы". Были сделаны соответствующие выводы, при постройке нового внедорожного "монстра" проводились долгие опыты. Потом было "Телеком-трофи" - в категории ТР2. Вот тогда-то Алексей окончательно понял, что внедорожный спорт для него нечто большее, чем просто увлечение. Это диагноз.

Езда по болотам - особенное испытание даже для бывалых трофистов. Участок в 100 м можно преодолеть за 5 минут, а можно застрять здесь и на 5 часов. Тонкий слой дерна над смертельно опасной жижей очень коварен...

- Что для вас интереснее: проверка предельных возможностей машины либо спортивная сторона - гонка, драйв?

- И то, и другое. Поначалу это было простым увлечением - ради экстрима. Сейчас, когда уже близок к призовым местам, спортивная составляющая берет верх...

Настоящее боевое крещение начинающий джипер, по его собственным словам, прошел во время этапа Кубка Урала и Сибири по трофи-рейдам "Вогульские дебри" 2007 года. Экипаж тогда плотно засел в болотах Свердловской области. И опять техника оказалась слабее человека: Алексею с напарником пришлось, оставив сломанную машину, пятнадцать километров идти по болотам. В тридцатиградусную жару, без воды и пищи. Из болот вышли за сто пятьдесят километров от лагеря. Операция по вызволению машины из болотного плена продолжалась еще двое суток. После этого джипер изменил свои представления о физических и психологических возможностях человека.

- Грани технических возможностей машины и психофизическое состояние участника - они, как горизонт, каждый раз сдвигаются при достижении их предела. Пересекая створ стартовых ворот, ты остаешься один на один в борьбе с природой, которая готовит на двухсоткилометровом участке трассы массу коварных сюрпризов и неожиданностей. По закону Мерфи все, что может в машине сломаться, ломается. Все, что выйти из строя не может в принципе, ломается все равно, причем в самом "интересном" месте. Нужно быть готовым ко всему и не вдаваться в панику, но такое умение приходит не сразу. Трофи - это тяжелый физический труд, постоянное эмоциональное напряжение. Во время одного из таких соревнований за три дня я потерял пять килограммов веса!

Езда по болотам - особенное испытание даже дня бывалых трофистов. Участок в сто метров можно преодолеть за пять минут, а можно застрять здесь и па пять часов. Тонкий слой дерна над смертельно опасной жижей очень коварен...

- Этим "упражнением" мне удалось овладеть только на второй год тренировок. Здесь необходимо полное владение автомобилем, ощущение его как самого себя, на тактильном уровне. Даже состояние особое в этот момент появляется. Только ты занервничал, засуетился, чуть педаль газа надавил больше - колеса срывают дерн, машина проваливается!

- Внедорожный спорт как увлечение понятно, но почему от любительства в профессиональный спорт ударились?

Пересекая створ стартовых ворот, ты остаешься один на один в борьбе с природой, которая готовит на 200- километровом участке трассы массу коварных сюрпризов и неожиданностей. По закону Мерфи, все, что может в машине сломаться, ломается. Все, что сломаться не может в принципе, ломается все равно, причем в самом "интересном" месте.

- Наверное, это есть в любом мужчине - первобытная страсть завоевывать и побеждать. Во все времена - от эпохи рыцарских поединков и до сегодняшних дней - мужчину отличает жажда первенства, касается ли это бизнеса, спорта или отношения к женщине. Наверное, участие в спортивных состязаниях дает почувствовать в себе азарт воина. Кроме того, что еще один повод испытать себя на прочность, доказать свое превосходство над природой и обстоятельствами. Трофи-рейд отличается от других видов автомобильных дисциплин. Здесь нет такого яркого интереса прессы, как в ралли - неважно, "Париж - Дакар" ли это или "Ермак"; нет гламурной тусовки, сопровождающей соревнования драгрейсеров; нет зрелищности кольцевых гонок. Это соревнования прежде всего для самих Спортсменов. Старт - и все остается позади, а впереди - долгая дорога к финишу. Что будет происходить в последующие тысячу пятьсот двадцать часов, будешь знать только ты и твой верный штурман. Там, за стартовой чертой, остаются все мысли и заботы о семье, доме, работе; ты полностью сосредоточен на трассе. В редкие моменты, когда можно немного отвлечься, любуешься замечательными пейзажами уральской природы.

А медали, грамоты - это просто для того, чтобы знать: я это сделал. Достижения должны быть отмечены! Это та небольшая награда за серьезный труд, которую ты заслужил. Возвращаюсь с соревновании в мир цивилизации как заново родившись - уставший, но абсолютно обновленный, очищенный духовно.

Если человек занимает активную жизненную позицию, то вся жизнь его так или иначе связана с преодолением. Преодоление себя, преодоление обстоятельств, каких-то условностей... И потому из всех видов автоспорта внедорожный спорт, я считаю, самый жесткий, даже жестокий.

- Экстрим для бизнесмена - это возможность психологического отдыха?

- Если ты большую часть жизни проводишь в кабинете, в галстуке и белой рубашке, жизнь твоя полна лицемерия и условностей. Здесь - все по-другому, по-честному, по-настоящему. На время соревнований отключаешься от привычной повседневности практически полностью. Ты сосредоточен только на цели, концентрируешься на ней физически, эмоционально. Только ты, машина и природа с ее коварством - кто кого. Поэтому все мысли о работе отлетают напрочь.

Члены Пермского внедорожного клуба - люди самых разных профессий, от депутатов до шоферов-дальнобойщиков. Но на трассе, как в бане, все равны - социальный статус здесь не имеет значения. Ценятся лишь мастерство, честность, а также способность прийти на выручку.

- Если у тебя поломка и ты встал на трассе, остановится даже соперник. Предложит помощь, поделится запасной деталью, передает по рации сообщение о случившемся, если нужно. К сожалению, в бизнесе такая взаимовыручка - редкость. А здесь это норма.

- Какой вид off-road вам наиболее интересен?

Медали, грамоты - это просто для того, чтобы знать: я это сделал. Достижения должны быть отмечены! Это та небольшая награда за серьезный труд, которую ты заслужил. Возвращаюсь с соревнований в мир цивилизации как заново родившись - уставший, но абсолютно обновленный, очищенный духовно.

- Во внедорожном спорте это могут быть ралли-рейды, джип-спринты ("Уральский ухаб"), разного рода триалы, трофи-рейды. Последние интересны тем, что в них есть все: и скоростные участки, как в ралли или спринте, и преодоление крутых логов и каменистых участков, как в триале. И если в спринте или триале все скоротечно: трасса занимает, как правило, пять минут, - то соревнования по трофи-рейду продолжаются в среднем три дня. За это время в полной мере успеваешь получить массу впечатлений от гонки, покорения трассы, красоты уникальных мест природы и, конечно, от дружеского общения.

- Прокомментируйте ваше утверждение, что иногда занятия спортом можно ставить даже превыше работы...

- Для того чтобы достигать каких-то результатов в техническом виде спорта, необходимо уделять этому действительно много времени. В частности, профилактике и ремонту после каждых соревнований - автомобиль при этом подвергается практически полной переборке. Сам, конечно, гайки не кручу, но контролировать работу механиков все же приходится, потому что все их недоработки на трассе придется устранять самому.

Кроме того, машина периодически подвергается всякого рода усовершенствованиям. К примеру, система навигации, состоящая из военного ноутбука и двух GPS-приемников, по своему потенциалу серьезнее, чем компьютер в моем рабочем кабинете. А количество кнопок и тумблеров (компрессоры, ресиверы, блокировки и т. д.) уже превысило все мыслимое (и оставило позади техническое оснащение самого современного "городского" автомобиля).

Ребячество? Да. А почему нет? Говорят же, что мужчины - это большие дети, только игрушки у них дороже. Раньше были машинки, сейчас - машины. Моя жена - она главный бухгалтер моего предприятия, и все счета па оплату проходят через нее - представляет суммы, которые я трачу на свое увлечение! Но она также знает, что это не просто увлечение, а полноправная сторона моей жизни, которая чрезвычайно важна для меня.

- То есть опасности для бизнеса в вашем увлечении нет?

- Нет, конечно. Я думаю, что здравый смысл, он всегда возьмет верх. И свой рабочий график я стараюсь развести по срокам со спортивным, чтобы они не мешали друг другу.

- Тогда помогают ли занятия спортом в бизнесе?

- Несмотря на то что спорт отнимает достаточно много времени, безусловно, есть в моем хобби и положительные моменты. Во-первых, за счет уплотнения рабочего графика: он заставляет быть более сконцентрированным и собранным, а правильное планирование рабочего времени и расстановка приоритетов повышают эффективность и отдачу в делах.

К своей "боевой" технике джиперы относятся с подлинной любовью: дают ей собственные имена, делают "модный" внедорожный тюнинг и аэрографический "макияж". И выходят на трассу "Грызлики" и "Зеленые козявки", "Котлеты" и "Шершни", радуют зрителей своим необычным внешним видом, никого не оставляя равнодушным.

Во-вторых, спорт дает уверенность в любом начинании; ты понимаешь, что нет непреодолимых препятствий, есть непринятые решения.

Кроме того, это совмещение "спорт - бизнес" заставляет постоянно поддерживать активный ритм жизни и спортивную форму. Уже четвертый год я регулярно два раза в неделю посещаю фитнес-клуб. Ведь внедорожный спорт требует в том числе и физической выносливости; одно колесо у машины весит больше пятидесяти килограммов!

В эмоциональном плане тоже есть положительные моменты. Весь адреналин, полученный на соревнованиях за три дня, вносит умиротворение и спокойствие и в повседневную жизнь, и в работу.

Могу также сказать, что занятия спортом однозначно повлияли на стиль моей езды - стал более сдержанным, ведь теперь для получения необходимого драйва и самоутверждения есть другой способ.

- Слышал мнение, что машину одушевлять опасно: в критический момент пожалеешь ее, подвергнув опасности человеческую жизнь - свою или чужую. Как вы относитесь к этому утверждению?

- Абсолютно с этим не согласен. Весь вопрос в том, ощущаешь ли ты себя наездником или водителем. Всегда одушевлял машину. Более того, олицетворял ее с женским началом, как бы брутально она ни выглядела и какие бы функции ни выполняла. Она так же капризна и непредсказуема при недостатке внимания, зато за искреннюю заботу всегда отплатит нежным мурлыканьем двигателя и теплом салона.

Такое отношение к машине у меня с детства. Первым моим автомобилем была "копейка" 1974 года, которая досталась мне от отца. Я собрал ее практически заново, имея на руках только сильно потрепанное руководство по эксплуатации. И когда двигатель, который я перебрал своими руками, запустился с первого раза, я испытал чувство, которое, наверное, ощущает хирург после успешно проведенной операции. А еще - чувство полнейшей ответственности за судьбу этой машины.

К своей "боевой" технике джиперы относятся с подлинной любовью: дают ей собственные имена, делают "модный" внедорожный тюнинг и аэрографический "макияж". И выходят на трассу "Грызлики" и "Зеленые козявки". "Котлеты" и "Шершни", радуют зрителей своим необычным внешним видом, никого не оставляя равнодушным.

- У меня было более двадцати машин, и каждую я любил по-своему, каждая имела свою душу. Единственный образ, мало связанный с женским, - образ моей спортивной машины LandCruiser 70. В процессе необходимых для спортивных состязаний доработок машина приобрела "лицо" монстра Годзиллы. Этот образ воплотил с моих слов замечательный пермский художник по аэрографии Алексей Митягин.

Когда верстался номер...
По результатам четырех этапов Кубка Урала по трофи-рейдам от 27 сентября 2008 года Алексей Баркан стал призером и участником финала Кубка России по трофи-рейдам, выполнив норматив кандидата в мастера спорта.

Журнал "Автомобиль & Бизнес" №2, ноябрь 2008

 
на главную
  вверх