Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


C БОЛОТАМИ ЖЕЛЕЗНО ПЕРЕБРАЛИ!

"Железный перебор: война миров"

Главное российское трофическое соревнование августа - IV этап чемпионата России по трофи-рейдам - проходило в этом году в Тюменской области. Наряду с чемпионатом, в этой же дисциплине, в тот же период, в этих же болотах и на той же трассе состоялся и III этап Кубка Урала и Сибири. Но зачеты были разными: хочешь поучаствовать в обеих гонках - подавай две заявки. Да и название этапов оказалось символичным - "Железный перебор: война миров". С кем, или с чем в действительности предстояло сразиться участникам, начало проясняться, уже когда спортсмены добрались до базового лагеря.

Статус чемпионата России обязывал, и попробовать свои силы в тюменских болотах съехалось ожидаемо много участников: сорок экипажей, в числе которых семь из Перми. Пожалуй, наших бывало и больше (на этой гонке не участвовали экипажи "ПЗСП", "Ураллеспрома", "Грызлика", Андрея Али-кина и Алексея Наугольных на их новой "Козявке"). Зато те, кто все же приехал, смогли посостязаться не только со спортсменами из уже ставших почти родными Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, но и с сильнейшими трофистами из Липецка, Ульяновска, Самары, Нижнего Новгорода, Кургана, Питера и Москвы.

Последние превратили базовый лагерь чуть ли не в передвижной автосервис: в их огромных техничках, как позже смогли убедиться наши спортсмены, нельзя было найти разве что уже собранных и готовых к покорению болот запасных автомобилей.

Впрочем, удивило как раз не это. На фоне столь четкой командной организации и подготовки участников странным выглядело опоздание самих организаторов соревнований. Дальше и вовсе начался полтергейст: координаты точек навигационного спецучастка неожиданно появились задолго до его старта, а потом так же неожиданно исчезли.... Наверно, все эти происшествия можно списать на излишнюю нервозность. Как бы там ни было, старт первого спецучастка, как и было запланировано, состоялся в пятницу, в десять утра.

Это же объезд! Их всегда строят....

Форматом СУ1 было ориентирование: точки можно было брать в произвольном порядке и подъезжать к ним с любой стороны. Однако две ближайшие из них (правда, стоили они немного) находились всего в паре километров от лагеря, а дальше, километрах в десяти-пятнадцати в ту же сторону, располагался целый куст "дорогих" точек. Поэтому подавляющее большинство участников отправились именно сюда. : КЛ - нарисованные на березах красной краской цифры - находились на противоположных склонах живописного оврага. Единственной сложностью, с которой столкнулись здесь участники, оказался крутой спуск к первому из них. Но над решением подобных задачек даже думать особо не надо: зацепился лебедкой за дерево - и вперед! Дело нехитрое, но небыстрое, в результате на полянке перед точкой образовалась очередь, и в то время как одни экипажи с азартом наблюдали за акробатическими упражнениями соперников, терпение других решительно подходило к концу.

Ко второму здешнему КП вела грунтовая дорога в объезд оврага (дальше она превращалась разветвленную сеть и уходила через поля к деревне). Но, видимо, кто-то из участников решил сократить путь (где ж это видано, чтоб истинный джипер искал легких путей?!) и добраться до нее по прямой - что, собственно, и предлагал услужливый GPS-навигатор. Как выяснилось, - вполне успешно, о чем свидетельствовали следы, ведущие через некогда протекавший здесь, а теперь почти высохший, заросший камышами и ивняком ручей.

А вот после прохождения этих контрольных пунктов участники разъезжались в разных направлениях: кто-то отправился рубиться напрямую, кто-то, сориентировавшись на местности, умчался по пыльным дорогам. В результате уже всего через несколько часов на этих дорогах по направлению в лагерь стали попадаться на удивление чистые прототипы (обычно после трофи машины участников с трудом угадываются в одном сплошном комке грязи, а тут даже номера не запачканы) наметившихся лидеров гонки.

Чем дальше в лес...

По мере же продвижения в противоположную от базового лагеря сторону все чаще попадались явно заболоченные леса и полянки, которые переходили порой в довольно обширные открытые пространства, заросшие камышом, осокой и прочей сугубо болотной растительностью. Тюменская земля, а соответственно и проходящие на ней этапы трофи-гонок, вообще славятся именно коварными топями. Но в этот раз болота.... высохли.

Не покидало ощущение, что, когда велась разведка и разметка трассы, здесь было значительно более влажно. И не только из-за болотной травы. На вчерашнем брифинге руководитель гонки Андрей Чемякин говорил, что в целом трасса этого СУ будет не слишком сложной за исключением нескольких - самых дорогих - точек. Находятся они посреди болота, "лебедиться" там особенно не за что, поэтому на машинах к ним подобраться будет крайне сложно, а на квадроциклах и вовсе лучше не соваться - утонут. На тут же заданный участниками вопрос: "А как же вы туда проехали?" - ответ был получен исчерпывающий: пешком. Естественно, проводив взглядами разъехавшихся с ближних точек участников, мы отправились именно туда.

Представляете, как мы удивились, подъехав к одной из этих точек по проселочным дорогам практически вплотную?! До точки №32 оставалось метров шестьсот и примерно половина этого расстояния приходилась на совершенно сухою поляну. Правда дальше в той стороне маячила стена двухметровых камышей и осоки вперемешку с колючим кустарником, вот под ней-то и обнаружилось кочковое болото с преобладающими глубинами от колена до пояса. Все бы ничего, но вздумай кто ломиться с этой стороны, цеплять лебедку было бы решительно не за что.

Точка оказалась на бетонной опоре, стоявшей на единственном по виду сухом пятачке, который окружали камышовые заросли. Когда мы туда добрались (в отличие от участников соревнований у нас было огромное преимущество: отсутствовала необходимость всюду тащить за собой - или на себе - колесную технику), в болотине обнаружился экипаж квадроциклистов из Кургана.

Коварная местность

Трофийного опыта у команды было, прямо скажем, не много - ребята предпочитали экспедиции - и с болотом они сражались уже часа четыре. Сфотографировавшись для протокола у опоры, они пытались ехать обратно. Выглядело это примерно следующим образом: зацепив лебедку за ствол березы (с противоположной стороны от той, откуда вышли мы, деревья все же попадались), ребята выталкивали сначала один квадроцикл, потом возвращались за вторым. Спортсмены рассказали, что это был первый взятый ими КП. Ближние точки они не брали, потому что, увидев длину собравшейся на них очереди и прики-нув их стоимость, решили оставить их на обратный путь и поехали сразу за дорогими КП. . ; Через некоторое время к 32 точке и, видимо, по следам толыф что уехавших отсюда квадриков -а иначе как объяснить, что экипаж-чуть было не провалился в ту же-, колею - отправился автомобиль. HoJ опыта у спортсменов было гораздо больше: они не полезли в воду, а поехали по кочкам рядом с уже оставленными следами. В результате густая и высокая трава не позволяла колесам машины проваливаться, и точка была взята всегэ за несколько минут. Лебедку экй-паж размотал только один раз и то скорее для страховки: чтобы удержаться им хватило хилого деревца толщиной в руку.

Но самыми удачливыми оказались пермяки. Буквально друг за другом сюда приехали сразу два пермских экипажа "Вилс" и "Дымок" - и взяли точку, подъехав к ней буквально "по асфальту".
Дело в том, что заезжали они сюда уже на обратном пути, когда отправлялись к лагерю, и ехали со стороны другого небезынтересного КП №33. Эта точка была небольшим пнем - о нем организаторы тоже предупреждали на вчерашнем брифинге - и главным здесь было не наехать на корягу, незаметную в высокой траве. Но к моменту появления там пермяков, полянку вокруг пня утрамбовали так, что единственной выступающей на ней, а потому сразу бросающейся в глаза, деталью и был этот самый пень. Стоил он тоже прилично, а уже от него, если не ехать по следам, а рвануть к опоре через травяную поляну напрямую, как показывал GPS (редчайший, кстати, в трофи случай, когда кратчайший путь из пункта А в пункт Б и вправду оказывается самым близким), можно было доехать до точки №32, даже не замочив колес.

Во всем виноваты дурные приметы

В районе этого куста точек под вечер первого же соревновательного дня сломались автомобили двух наших экипажей: "Зеленая Козявка" и "Вилс". На следующий день, уже в лагере, чинили их буквально всем миром, подключив к этому делу даже гостей из центрально-европейских и столичных регионов - это притом, что "Зеленая Козявка", например, заявившись в Чемпионате, являлась их прямым соперником. Несмотря на все попытки ремонта, машины наотрез отказались стартовать на втором и третьем СУ. Сам факт поломок, естественно, неудивителен абсолютно, но вот их характер и сопутствующие обстоятельства.... ...Пока экипаж "Вилс" пытался :-:Шъехать длинное болото, которое несколько часов назад мы насквозь тфошли пешком минут за десять (но у джиперов такой возможности, конечно, не было: утопи они там свой Nissan - и, вытаскивая его, провозились бы, . Наверно, не меньше, чем с ребята с квадриками), начало смеркаться. . Как следствие, изъезженная вдоль h и поперек поляна, - "Вилс" искал ...здесь объезд явно не первым - превратилась в настоящий лабиринт.

На "Вогульских дебрях" прошлого года вместе с этим экипажем, еще .;на их старом уазике, ездил оператор Миша. Тогда отвалилось колесо, из-за чего машину пришлось бросить в 'лесу и вернуться за ней на следую-">щий день со сварочным аппаратом. С тех пор с легкой руки пилота экипажа Владимира Турышева к Мише привязалось кличка Миша-Беда. (Джипе-ры - народ вообще-то и не суеверный. В те моменты, когда все идет ?как по маслу.) И теперь сидевший на этот раз за рулем штурман экипажа Саша Уткин, ворчал по дороге, что встреча с ним была не к добру. Поэтому, когда машина, уже преодолев множество бродов, засад и продравшись через подтопленный пес, вдруг заглохла на совершенно сухом ровном месте, экипаж оперативно выгрузился, достал инструменты и крутил гайки до тех пор, пока не заставил мотор завестись.

В лесу о "Зеленой Козявке" ничего слышно не было. Уже когда экипаж "Вилс", одним из последних, вернулся в базовый лагерь, из болот смог дозвониться пилот экипажа "Зеленой Козявки" Тарас Бондарчук. "Козявка" сломалась на тринадцатой по счету точке, где ее и бросили, в надежде доехать до базы с квадроциклистами из Кургана - теми самыми, которые просидели на точке №32 четыре часа. Вот только теперь у них закончился бензин.

Когда под утро в лагерь вернулась совместная спасательная экспедиция пермяков и курган-цев (ездили на двух их TLC, но с нашими навигаторами и по нашим трекам), которая привезла не только квадрики, но и "Зеленую Козявку", пора было отправляться на старт второго спецучастка.

Линейные СУ

Ночью здесь была гроза. Связанные с ней изменения условий участники ощутили уже на пути к старту: дороги, наконец, размыло, тракторные колеи в полях приобрели положенную в чзкость, и гонка вошла в привычное для трофи-рейда русло.

Старты и финиши СУ2 и СУЗ находились в паре десятков километров от лагеря. Теперь участники стартовали в порядке, определенном результатами прохождения предыдущего СУ. Выжившим после вчерашней гонки предстояло пройти по пролегавшему через болота маршруту, который теперь задавали организаторы. На каждый из спецучастков отводилось по восемь часов.

Разогнанный было солнцем туман, к вечеру опять сгустился. В результате уже на пути к точке старта ночного СУЗ в густой холодной белой пелене участники то и дело сворачивали не на ту дорогу, возвращались и останавливались. Поэтому выезжали на всякий случай заранее. А все для того, чтобы оказаться недалеко от того же болота, по которому ездили полтора дня назад.

Вместо обычного для линейной гонки трека и достаточно узкого коридора для его прохождения, на ночном СУ - видимо, чтоб облегчить спортсменам задачу, потому что виден лишь небольшой освещенный участок местности - было предложено ориентирование по легенде. По ее условиям, точки нужно было брать в строго определенном порядке (а организаторы, естественно, постарались, чтобы кратчайший путь от точки к точке был самым коварным и засадным), и не взятый контрольный пункт пенализировался незачетом всего СУ.

Участники решали эту задачу по-разному и с разным успехом. В зависимости от выбранной тактики и уровня подготовленности автомобилей, одни катались прямо по кочкам и болоту, другие пытались найти к ним наиболее легкие подъезды. А пространство над болотом в результате их действий озарялось разноцветным светом фар. Их лучи рыскали, ездили, прыгали и слепили со всех сторон, а порой - неожиданно выныривали из-за деревьев или из камышовых зарослей. Тогда за ними вдруг угадывался знакомый силуэт наших машин или монстроподобные очертания московских экипажей.

"Белые" ночи

Пожалуй, главным врагом джиперов стала все-таки не темнота. Уже когда точка найдена и практически взята - а по условиям гонки для зачета КП требовалась фотография точки с экипажем, подъехавшем к ней на расстояние вытянутых рук одного из его членов. Вот тут-то и обнаружилось, что из-за тумана, который светился от фотовспышки, на снимке то и дело получалась одна сплошная белая плена.

Спортсмены потом делились впечатлениями: только настроишь фотоаппарат, чтобы сфотографироваться, - а тут едет кто-нибудь и засвечивает все своими фарами! Александр Постаногов, который вместе с Константином Румянцевым участвовал в этот раз на квад-роциклах, даже нашел способ заставлять народ останавливаться и выключать или включать по команде свет. Подъезжая к точке (а с другой стороны взять их нельзя, потому что на снимке для идентификации должно быть видно не только дерево, но и номер на нем), они вставали там и заявляли, что никуда отсюда не уедут, пока не сфотографируются.

Правда, несмотря на все хитрости, экипаж занял только пятое место. Вообще "Железный перебор" добавил в копилку пермяков лишь две бронзовые награды: одну в ТР2 завоевал экипаж "Амкар" Андрея Буди-на и Дмитрия Поспелова. Вторую, в ТР1, - новички из Очера на красной "Ниве" "Торнадо", пилот - Роберт Мулюков.

....А когда дело дошло до награждения победителей, и вовсе выяснилось, что помимо них, медальку на память мог получить каждый желающий!

Текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ. Журнал "Иномарка Пермь" №7, сентябрь 2007

 
на главную
  вверх