Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


BIG FOOT

Проходимости много не бывает: она либо достаточная, либо приемлемая. Но ее можно увеличить, установив на автомобиль колеса большего размера. О различных нюансах: шины каких фирм считаются самыми лучшими, какую резину ставить на разные соревнования, как определить размер резины и т.п. - рассуждают ведущие пермские спортсмены, неоднократные победители "Уральского ухаба", триала и трофи-рейдов, Андрей Будин (класс ТР-2), Сергей Валеев (класс ТР-1) и Александр Постаногов (класс ТР-3).

"Ф.Д.": Какой марки внедорожные шины, по вашему мнению, самые лучшие ?

Андрей Будин: Самые лучшие шины - шины фирмы "INTERCO", модель колеса "SUPER SWAMPER", модель протектора "IROK", "TSL". "TSL" лучше ездят по глине, не буксуют. У нас, по авторитетному мнению в Перми, это лучшая резина. А вот на "IROK" надо обязательно снижать давление, иначе они буксуют. Эта резина сама по себе сложная: ее нужно постоянно скачивать, накачивать, искать для этого момент.

Сергей Валеев: На соревнованиях участвуем на "SIMEX EXTREME TREKKER". Эта резина универсальна, у нее хороший грузозацеп на глиняных дорогах и раллийных трассах: за каждый камушек цепляется, единственный ее недостаток - твердая боковина. А в нашем классе без бедлоков на слабых колесах ездить нельзя. Они даже при выставлении давления 0,8 и 1 разбортовываются. Но на этой резине участвовать в тех соревнованиях, которые проходят в черных трофийных болотах, очень сложно. Колеса копают землю, и когда их травишь (спускаешь давление),то они не превращаются в большие "блины". Мы используем только эту резину, так как другой у нас просто нет.

Александр Постаногов: Нельзя сказать, что среди производителей резины есть лидеры и аутсайдеры. Большое значение имеют конкретные характеристики той или иной резины. Сразу замечу, что универсальной резины не существует: такая толком не поедет ни по асфальту, ни по грязи. Производители позиционируют рисунки протекторов для разных типов грунтов. Для болотных торфяных почв идеальна резина "IROK", по камням и глине - "SIMEX" или "BOGER". Резина типа Mud (грязь) скорее относится к универсальным вариантам.

Все свои достоинства резина может показать лишь при правильной установке давления в шинах. В условиях бездорожья, особенно на мягкой почве, оно должно быть снижено. На сколько? Чем меньше давление, тем выше проходимость, но ниже скорость- хуже управляемость. Кроме того, есть риск разбортовать колесо в самый неподходящий момент. Для того чтобы этого не произошло самопроизвольно, существуют специальные устройства - бедлоки. Они позволяют сдуть колесо практически до нуля. При снижении давления до 0,5 атмосфер, колеса приобретают важное свойство - самоочищение, т.е. перестают "замыливаться".

Можно добавить к проходимости еще такое приспособление, как цепи. Они могут надеваться на обычные шоссейные колеса, и ваш автомобиль уже смело прет по снежной целине или ужасной грязи, как настоящий трактор. На соревнованиях, конечно, использование цепей недопустимо.

"Ф.Д.": Для разных типов соревнований нужны разные шины. Какие шины больше подходят для трофи, какие - для "Ухаба", какие - для триала?

Андрей Будин: И для трофи, и для триала можно ставить одни и те же шины - все зависит от трассы. Для "Ухаба", если он скоростной и при этом сухая трасса, нужны одни колеса. Для глиняной трассы ("Ухаба") можно надевать колеса меньших размеров, но с более серьезным протектором. Но "Ухаб" "Ухабу" рознь: если он грязевой, тогда уже ставим трофийную резину. Просто на ней едешь на одной скорости.

Для разных типов соревнований нужны разные шины. Даже два триала ( один- промышленный, другой - песочный) требуют разной резины. По бездорожью (трофи) я ездил на "MAXXIS MUDZILLA" - мне понравилось. Пока эти колеса новые, все отлично. По критерию "цена-качество" резина вполне приемлема.

Сергей Валеев: Думаю, для трофи оптимальный вариант - "SUPER SWAMPER IROK". Если трасса трофи каменистая или на ней много глиняной колеи, то на этой резине ехать быстро и качественно практически невозможно. Нужна другая. Но для болот она подходит в самый раз: там, где человек тонет, машина едет нормально. Для "Ухаба" (это автокросс) лучший вариант - "SIMEX EXTREME". У этой резины есть несколько модификаций, и тут уж кто на что глаз положит. У "SIMEX" и "BOGER" очень хорошие грузозацепы, но есть минус : как только попал на твердую почву и не рассчитал с подачей газа, грубо говоря, резко рванул, то эта резина не буксует, а рвет мосты. Если трасса сухая, нужно мастерство пилота, чтобы ее почувствовать и не перегазовать. "SIMEX" и "BOGER" подходят для триала.

Александр Постаногов: Я бы поделил резину на "грязевую гражданскую" и "экстремальную или спортивную". И та, и другая подходят для соревнований. Тут многое зависит от мастерства пилота, но, понятно, экстремальная резина имеет преимущества.

"Ф.Д.": Как определить, какого размера колеса нужно ставить на подготовленный автомобиль. От чего это зависит?

Андрей Будин: Все зависит от водителя. Большие колеса помогают при езде, но на них нужно ездить очень аккуратно, чтобы не порвать полуоси, мосты и все остальное. Если ездить жестко, можно отломить полуоси и засесть надолго.

Сергей Валеев: Это зависит от того, в каком классе заявлен автомобиль на соревнованиях. В регламенте есть правила, ограничения. Нужно постараться вписаться в максимально большой предел, так как большие колеса - большой плюс. Увеличивается угол атаки автомобиля, увеличивается площадь давления на грунт. Это если говорить только о размере колеса, а не о рисунке. Если авто готовят для себя, для туристических поездок и тому подобному, то размер колес нужно подбирать исходя их технических возможностей автомобиля. Не всякий автомобиль можно переделать под большие колеса. Есть авто, которые технически сложно поставить на большие колеса. Например, ту же "Буханку". Очень многое нужно переделывать. С минимумом переделок хватит колес 33 или 34 диаметра, а под 35 диаметр нужно чем-то жертвовать. В первую очередь, повышается центр тяжести, от этого однозначно ухудшается управляемость автомобилем. У нас на одной спортивной машине стоят "SIMEX EXTREME TREKKER" с диаметром 32, чтобы держаться в категории ТР-1. На своей "Буханке" использую оптимальный вариант - резину 33 размера "MAXXIS MUDZILLA". Я езжу в экспедиции,а там, как правило, маленькие болота, мощное глиняное бездорожье, "урал"овские колеи, снег, поваленный лес - все это она прекрасно переезжает. Отлично работает бескамерная шина при низком давлении, но не самом низком ( 0,1 или 0,2, а 0,6), -так они не разбортовываются на литых дисках.

"Ф.Д.": Какие шины стоят на вашем автомобиле? Почему вы выбрали именно их?

Андрей Будин: На нашем автомобиле все колеса американские: "SUPER SWAMPER IROK" и "SUPER SWAMPER TSL". Мы их выбрали, потому что это самые практичные колеса, проверенные временем, их сложно проколоть. Резину мы ставим, учитывая сезон и условия проведения соревнований. В зависимости от того, где соревнования проводятся, какая почва, приходится менять колеса.

Александр Постаногов: Последние соревнования ("Вогульские дебри-2007) мы отъездили на резине "SIMEX EXTREME TREKKER" 36x12,5R15. Она отлично показала себя в условиях свердловских грунтов. До этого ездили на "SUPER SWAMPER IROК". Резину сменили по причине введения ограничений на размеры согласно новым техтребованиям.
Что почем?

Примерный разбег цен джиперской резины находится в диапазоне от 5 до 10 тыс. рублей за колесо в зависимости от фирмы-производителя. Если сравнить эти цены с обычной резиной для тех же джипов, то, пожалуй, экстремальная резина будет подешевле большинства гражданских вариантов той же низкопрофильной резины или шипованных зимних покрышек. Правда, не стоит забывать о дисках. Для установки широкой резины могут потребоваться и более широкие диски (от 8 до 10 дюймов).

Журнал "Фаворит дороги" №8, 2007 г.

 
на главную
  вверх