|
|
|
ЭКСПЕДИЦИЯ НА АДОВО ОЗЕРО
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В течение двух лет "Трофи-59. Солены Уши" было главным
приключением только уральской зимы - 59 часов бездорожья, красивейших
памятников архитектуры и труднодоступных "джиперских точек".
Впервые организаторы "Соленых Ушей" устроили летнюю
экспедицию - поход на труднодоступное Адово озеро, которое лежит
на севере Пермского края, в Гайнском районе.
Озеро со стародавних времен овевают легенды: в нем водятся щуки,
которые ловят чаек на лету, вода в озере бурлит несколько дней
в году, над озером регулярно кружат вертолеты без опознавательных
знаков... Легенда да и только! В течение лета уже трижды снаряжались
экспедиции "внедорожников" на Адово озеро, но пройти
последний участок - пять километров болот по узкой песчаной косе
- не получалось ни разу. Машины вязли в песке, тонули и отступали:
Адово озеро оправдывало свое название - труднодоступность.
Пришла пора проверить, правда ли всё это, для чего "Трофи-59.
Солены Уши" собрали экспедицию при поддержке журнала "Высшая
Лига". Ранним утром от Театра оперы и балета по маршруту
Пермь - Ильинский - Кудымкар - Гайны вышли четыре машины - Land
Rover Defender, Chevrolet Niva и два "железных монстра"
ГАЗ-69 и УАЗ. Чем дальше уходили на север, тем ниже небо, и кажется,
что до него можно дотронуться рукой.
Переправа в Усть-Весляне, где по берегам высыхающей реки стоят
ржавые катера, два десятка километров по дороге и лес. Здесь уже
тихо начинается осень - полтысячи километров на север от Перми
дают знать о себе. За несколько часов поездки пейзаж меняется
неоднократно. Белый мох, корабельные сосны, глухари "с теленка
размером" и брызги из луж, оседающие прозрачным кварцевым
песком на бортах машин. Через несколько километров - чахлые березы,
зеленая осока, броды, на дне которых гать, и вязкие края, которые
с трудом штурмуют внедорожники.
Когда добрались до кромки болота - стемнело, и было принято решение
разбить лагерь, а утром мы недосчитались Defender'a: ребят ждали
срочные дела в Перми, и они решили вернуться. Утро было посвящено
переборке лебедки УАЗа и проверке "газовского" мотора.
Перед самим болотом мы оставили "Ниву" и начали штурм.
Болото Адовское встало во всей своей жутковатой красе: словно
памятники на кладбище, торчат черные остовы деревьев, под ногами
хлюпает жижа, рискующая засосать, и зреющие клюквенные поля. Медленно,
на первой передаче и без рывков, машины идут, словно какие-то
звери. То погружаются по самые фары, подобно железным бегемотам,
то с ревом поднимаются на кочках, показывая радиаторы, как хищники.
Штурманы идут впереди, иногда проваливаясь почти по грудь, показывая
дорогу пилотам. Временами вода просто льется из глушителей. И
вот последний поворот, за которым "жизнеутверждающая"
табличка - белым по черному: "Памятник природы озеро Адово".
Каких-нибудь сто метров - и поляна перед озером. Радости от прохождения
нет предела - машины со всеми участниками экспедиции тут же заезжают
в озеро.
Лагерь разбили прямо на поляне. Мы слушали уток и пили воду из
озера - кристально прозрачную и тяжелую, совсем не такую, как
привыкли. Когда небо порозовело километрах в двух, на глади озера
увидели лебедя. Птица, правда, отказалась
позировать и подплывать ближе, разрешив смотреть на себя только
в бинокль. Кстати, лебедь, который водится на озере, занесен в
Красную Книгу, и увидеть его - большая редкость. Костер горел
всю ночь, а мы сидели около него, разговаривали и смотрели на
падающие звезды. Мы прошли Адово озеро. Пора думать о новых приключениях.
Текст и фото: Евгений КАТЕГОВ. Журнал "Высшая лига"
№4, сентябрь 2007 г.
|