ХАЙ, ДЖЕК!
Подготовленный к трофи-рейдам прототип, да и вообще, любой
джип, нацеленный на борьбу с бездорожьем, невозможно представить
без джентльменского набора, в который входит, помимо лебедок и
шин, хай-лифт (хай-джек).
О девайсе
Реечный домкрат придумал в 1895 году американец
Филипп Джон Харра. Он сразу понял, что изобрел гениальный универсальный
инструмент для фермеров. Харра назвал свой домкрат Automatic Combination
Tool и начал рекламировать его как "инструмент, способный
приподнимать, тянуть, толкать, поддерживать...". Однако первыми
заинтересовались изобретением отнюдь не фермеры, а автомобилисты.
Хай-лифт мало изменился за 100 лет, лишь на смену деревянной рукоятке,
использовавшейся в первых моделях, пришла стальная. Хай-джек состоит
из опорного башмака, стальной дырчатой рейки высотой 107, 122
и 152 см, подъемного механизма с двумя стальными пальцами, которые
"ездят" по рейке, и рукоятки-рычага. Hi-Lift Jack Company
(США) выпускает два вида реечных домкратов: "красной"
и "черной" серии. По заявлению производителей, "красная
серия" полностью изготовлена из чугуна, за исключением стальной
рукоятки, болтов и опорных пальцев. В "черной" часть
деталей, в том числе опорная площадка, верхняя проушина и некоторые
рычаги механизма, стальные. Рейки у обоих вариантов одинаковые.
Нюансы использования
Основная функция хай-джека поднимать, но он способен также толкать,
перемещать, тянуть, сжимать и т.п. В продаже можно найти новейший
тип домкратов Hi-Lift X-Treme, модели ХТ-485 и ХТ-605, которые
работают как ручная лебедка. Хай-лифт поднимает машину быстро
и на большую высоту, но тут есть один момент: хай-джек совершенно
не предназначен для удержания поднятого автомобиля в стабильном
положении. Как только подъем начался, вся конструкция становится
неустойчивой и запросто может рухнуть даже при незначительном
перекосе. Поэтому автомобиль должен твердо стоять на месте. Стоит
задействовать все доступные в сложившейся ситуации меры предосторожности:
ручник, включение скорости или блокировку центрального дифференциала,
положить упоры под колеса.
|
|
Следующий шаг - оборудование площадки для хай-джека.
Она должна быть плоской, ровной и прочной. На мягкой и сыпучей
поверхности понадобится какая-нибудь подложка (специальная офф-роуд
опора, фанера, доски, сэнд-трэки и т.п.), чтобы домкрат не утопал
в земле. После подъема автомобиля на нужную высоту рукоятку обязательно
надо поставить в вертикальное положение. После каждых нескольких
"качаний" подгадывать под колеса сэнд-трэки, бревна
или доски, уменьшая тем самым высоту возможного падения. Когда
настало время опустить груз, прежде всего убедитесь, что рукоятка
находится в вертикальном положении, только тогда переключите рычажок
фиксатора в нижнюю позицию.
Что почем?
- Надувные домкраты обойдутся от 3500 руб. до 5300 руб.
- Реечные - от 4500 руб. до 6000 руб.
- 605 Hi-Lift X-TREME Jack (152 см, максимальная нагрузка 3500
кг) стоит 6000 руб.
- Hi-Lift JACK 605 (высота 150см) - 495 руб.
- Hi-Lift JACK-604 (высота 150см} - 4800 руб.
- Hi-Lift JACK-485 (высота 120см) - 4550 руб.
- Hi-Lift JACK- 484 - 4500 руб.
Ремкомплект для хай-лифта стоит 1300 руб, подставка по хай-джек
Off-road Base --2500 руб., бампер-лифт Hi-Lift - 1700 руб.
Владимир Турышев, пилот экипажа "Вилс" (Nissan Patrol)
"Хай-джек - очень нужная, просто необходимая на трофнйных
гонках вещь. Хай-джек нас часто выручает. Высоты подъема хай-джека
бывает достаточно, чтобы передвинуть засевшую машину, переместить
и выехать. Поднимаешь перед автомобиля, чтобы потом лебедкой легче
было работать. Хай-джек - очень опасный предмет. Если второпях
не очень хорошо поставить стопор, то он самопроизвольно опускается,
в этот момент ручка-рычаг, с помощью которой поднимают автомобиль,
хаотично начинает двигаться - можно достаточно серьезно травмироваться.
Бывали случаи, когда ломали челюсти, руки, пробивали головы. Для
машины с большими колесами нужно брать самый высокий хай-джек,
потому что в сложных условиях гонки, в болотах, запас высоты дает
возможность поднять машину как можно выше над поверхностью. И
еще, для того чтобы пользоваться хай-джеком в условиях трофийных
гонок, нужно дополнительное оборудование - так называемое в народе
"буратино". Деревянная площадка вколачивается из четырех
досок размером сорок на сорок, пятьдесят на пятьдесят. Она нужна
для того, чтобы в болоте хай-джек не утонул".
Алексей Еркаев, штурман экипажа "Зеленая козявка"
(Land Rover Discovery)
"Хай-джек используется тогда, когда у автомобиля сломалась
лебёдка и другого средства для вытаскивания машины нет, если где-то
спустило колесо или когда автомобиль необходимо поднять на большую
высоту. Домкрат выручал нас много раз. Был случай, когда на "Зелёной
козявке" утонули оба моста и пришлось использовать домкрат,
чтобы поднять автомобиль и подвязать к нему мосты. При работе
с хай-джеком нужно следить за его рукояткой. Если при поднятии
автомобиля рукоятку бросить, она может сработать в обратную сторону.
И тогда несчастный случай неизбежен. Хай-джек подбирают под размер
автомобиля. Если машина с высокой посадкой, то хай-джек нужен
максимальной длины. Если автомобиль невысокий, допустим "Нива",
то хватит и короткого хай-джека".
Дмитрий Щелкунов, пилот автомобиля УАЗ
"Лично я пользуюсь хай-джеком довольно редко, но бывают
ситуации, когда он просто необходим. Расскажу пример. В деревне
Усть-Койва на УАЗике едем по берегу Чусовой, проваливаемся в глубокую
лужу. Зацепиться не за что. Вставляем хай-джек под большой камень,
зацепляем за него лебедку... Хай-джек погнули, зато машину вытащили.
Я считаю, что хай-джек лебедку заменить не может. Это разные,
но одинаково необходимые на бездорожье вещи. Чем больше дорожный
просвет, тем выше должен быть хай-джек. Иначе его погнет".
Журнал "Фаворит дороги" №10, октябрь 2007
|